В наше время, пожалуй, больше всего ценится оригинальность идеи. Это касается как области научных знаний, так и сферы творчества. Новая интересная идея не только заслуживает пристального внимания общества, но и зачастую имеет совершенно конкретное материальное выражение, являясь конкурентным преимуществом.
Дизайнерская одежда, стоящая на порядок выше массовой, кассовые сборы от проката хорошего кино, высокие тиражи книг-бестселлеров. Искушение воспользоваться результатами чужого труда и рецептом успеха настолько велико, что порождает массовые попытки создания подделок разной степени достоверности. Контрафактная, пиратская продукция наносит ощутимый вред добросовестным производителям — и не только материальный, страдает в том числе деловая репутация, нарушается позиционирование брендов.
Тема так называемого пиратства — то есть несанкционированного использования интеллектуальной собственности в российском ювелирном производстве весьма актуальна. Мало кто из производителей, имеющих собственные дизайнерские разработки, не видел наиболее удачные из них в чужих каталогах и витринах. Что же делать? Беспомощно разводить руками и подсчитывать убытки от действий ушлых дельцов, которые, минуя затратные в материальном плане этапы разработки модели, выдают потребителям более низкие цены, тем самым вступая в недобросовестную конкуренцию? Оставить все так, как есть, не решаясь ввязываться в судебные разбирательства? К сожалению, уровень юридической грамотности, как и индекс доверия к судебной системе, у наших граждан низок неимоверно. Однако важно помнить, что именно безнаказанность правонарушений и равнодушие к их проявлениям порождают новую волну подобных фактов. Закон РФ охраняет права на дизайн оригинальных ювелирных изделий двумя способами: в качестве объектов авторского права и как промышленные образцы готовых изделий. Внешний вид многих оригинальных изделий является объектом авторского права и охраняется Гражданским кодексом РФ в качестве произведений искусства.
Статус произведения искусства в большинстве известных спорных случаев подтверждался судами. Соответственно, согласно ст. 1229 гл. 69 разд. VII ч. IV Гражданского кодекса РФ (в ред. ФЗ от 01.12.2007 № 318-ФЗ) правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации; отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Регистрация образца ювелирного украшения в качестве промышленного образца происходит в Патентной палате и занимает довольно много времени — до года, в течение которого регистрируемый образец не должен тиражироваться. Стоит подобная регистрация 40 000 руб., патент надо продлевать ежегодно (опция тоже платная). Более того, даже незначительно видоизмененный зарегистрированный образец уже не защищен законом — это другое произведение. Все это ведет к тому, что абсолютное большинство производителей не регистрируют промышленные образцы: механизм практически не работает. Но даже в случае отсутствия регистрации доказательством права авторства могут быть оригинальные эскизы образцов, договоры с авторами дизайна, акты сдачи-приемки эскизных проектов, бухгалтерские документы истца с указанием артикула оригинального изделия и т. д. При этом регистрация образца ювелирного изделия в качестве промышленного образца не исключает возможности доказательства авторского права с последующей его защитой.
Чего же позволяет добиться наше законодательство по отношению к недобросовестным производителям, чья вина по копированию образцов доказана в суде?
Во-первых, запрета на производство данного образца. Во-вторых, особенностью рассмотрения дел о незаконном копировании дизайна является возможность не доказывать размер реально причиненных убытков (зачастую сделать это весьма затруднительно), а требовать материальной компенсации в сумме, которую определяет суд, — до 5 млн руб. за каждый случай незаконного копирования (ст. 1301 ГК РФ). Так что цена вопроса может быть весьма существенной.
Но только ли гарантированное законом право на неприкосновенность произведения должно помогать производителю? Заинтересован ли ювелирный рынок России в новых идеях наших, а не зарубежных художников, дизайнеров, мастеров?
Готовы ли мы к цивилизованному бизнесу, к интеллектуальному рывку или так и будем потреблять контрафакт, подделки и заполонять ими полки ювелирных магазинов, вводя в заблуждение и обманывая наших покупателей? Будем ли мы ответственны за российский ювелирный бизнес или дождемся, когда на полках магазинов не останется места для продукции отечественного производителя?
Понимаем ли мы, что, подделывая и перенимая идеи друг у друга, мы заводим себя в тупик? Ведь мы сами подталкиваем покупателя, оставшегося без альтернативы, предпочесть прогрессивного иностранного производителя. Сможем ли мы сегодня ответить на эти вопросы честно? Выбор за нами, но его могут сделать и за нас.
Наталья Корогодова
источник: журнал "Ювелирая Россия"!
Тема так называемого пиратства — то есть несанкционированного использования интеллектуальной собственности в российском ювелирном производстве весьма актуальна. Мало кто из производителей, имеющих собственные дизайнерские разработки, не видел наиболее удачные из них в чужих каталогах и витринах. Что же делать? Беспомощно разводить руками и подсчитывать убытки от действий ушлых дельцов, которые, минуя затратные в материальном плане этапы разработки модели, выдают потребителям более низкие цены, тем самым вступая в недобросовестную конкуренцию? Оставить все так, как есть, не решаясь ввязываться в судебные разбирательства? К сожалению, уровень юридической грамотности, как и индекс доверия к судебной системе, у наших граждан низок неимоверно. Однако важно помнить, что именно безнаказанность правонарушений и равнодушие к их проявлениям порождают новую волну подобных фактов. Закон РФ охраняет права на дизайн оригинальных ювелирных изделий двумя способами: в качестве объектов авторского права и как промышленные образцы готовых изделий. Внешний вид многих оригинальных изделий является объектом авторского права и охраняется Гражданским кодексом РФ в качестве произведений искусства.
Статус произведения искусства в большинстве известных спорных случаев подтверждался судами. Соответственно, согласно ст. 1229 гл. 69 разд. VII ч. IV Гражданского кодекса РФ (в ред. ФЗ от 01.12.2007 № 318-ФЗ) правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации; отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Регистрация образца ювелирного украшения в качестве промышленного образца происходит в Патентной палате и занимает довольно много времени — до года, в течение которого регистрируемый образец не должен тиражироваться. Стоит подобная регистрация 40 000 руб., патент надо продлевать ежегодно (опция тоже платная). Более того, даже незначительно видоизмененный зарегистрированный образец уже не защищен законом — это другое произведение. Все это ведет к тому, что абсолютное большинство производителей не регистрируют промышленные образцы: механизм практически не работает. Но даже в случае отсутствия регистрации доказательством права авторства могут быть оригинальные эскизы образцов, договоры с авторами дизайна, акты сдачи-приемки эскизных проектов, бухгалтерские документы истца с указанием артикула оригинального изделия и т. д. При этом регистрация образца ювелирного изделия в качестве промышленного образца не исключает возможности доказательства авторского права с последующей его защитой.
Чего же позволяет добиться наше законодательство по отношению к недобросовестным производителям, чья вина по копированию образцов доказана в суде?
Во-первых, запрета на производство данного образца. Во-вторых, особенностью рассмотрения дел о незаконном копировании дизайна является возможность не доказывать размер реально причиненных убытков (зачастую сделать это весьма затруднительно), а требовать материальной компенсации в сумме, которую определяет суд, — до 5 млн руб. за каждый случай незаконного копирования (ст. 1301 ГК РФ). Так что цена вопроса может быть весьма существенной.
Но только ли гарантированное законом право на неприкосновенность произведения должно помогать производителю? Заинтересован ли ювелирный рынок России в новых идеях наших, а не зарубежных художников, дизайнеров, мастеров?
Готовы ли мы к цивилизованному бизнесу, к интеллектуальному рывку или так и будем потреблять контрафакт, подделки и заполонять ими полки ювелирных магазинов, вводя в заблуждение и обманывая наших покупателей? Будем ли мы ответственны за российский ювелирный бизнес или дождемся, когда на полках магазинов не останется места для продукции отечественного производителя?
Понимаем ли мы, что, подделывая и перенимая идеи друг у друга, мы заводим себя в тупик? Ведь мы сами подталкиваем покупателя, оставшегося без альтернативы, предпочесть прогрессивного иностранного производителя. Сможем ли мы сегодня ответить на эти вопросы честно? Выбор за нами, но его могут сделать и за нас.
Наталья Корогодова
источник: журнал "Ювелирая Россия"!
Оставить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий,
зарегистрируйтесь или войдите через соц. сети