«Надувательство», «мошенничество», «подлог», «фальшивка», «фейк» — все эти слова означают одно: вас обманули. Вам подсунули подделку, которую вы приняли за натуральный продукт, и тот, кто это сделал, имел перед собой единственную корыстную цель: материальное обогащение. По сути — противоправное, но, как это ни странно, очень часто не подпадающее под букву закона.
Как отличить поддельную вещь от оригинала? Бывает, что качественную подделку отличить от оригинала практически невозможно. А если и возможно, то сделать это достаточно сложно. Однако еще никто не придумал средство против осведомленности и внимательности. Наше краткое практическое «антифейк» - пособие мы начали с самоуверенно переделанных первых строк монолога Гамлета из одноименной трагедии Вильяма Шекспира (прости нас, Вильям!) и собственного же перевода их на русский язык. Фейк (от англ. fake) — ставшее не так давно модным словечко, которое наиболее адекватным образом семантически и стилистически передает свое значение применительно к некоторым сегодняшним реалиям нашей (и не только нашей) страны в сфере торговли, рекламы, маркетинга и не совсем честного манипулирования потребителем.
Угроза, однако, повисла над всеми товарами — от парфюмерии до лекарственных средств. Она давно вышла из-за прилавков и захватила Интернет. «Интернет создал настоящее новое поле боя», — говорит Джан-Джакомо Феррарис, глава Versace и один из лидеров модной индустрии, готовый обсуждать тему подделок. «Мы полагаем, что ежегодно продается более чем сорок миллионов поддельных часов категории люкс», — говорит Жан-Даниэль Паш, президент Федерации часовой промышленности Швейцарии. Если говорить в контексте, то «топовый» сегмент швейцарских часовщиков экспортировал в 2011 году около тридцати миллионов часов. Даже если прибавить к этой цифре внутренние продажи, получится, что на каждую оригинальную штуку швейцарских часов приходится более единицы фейка — поддельных часов, изготовленных где угодно, только не в Швейцарии. В компании Richemont около тридцати служащих, в обязанности которых входит исключительно борьба с подделками. В компании LVMH их вдвое больше. В Versace, по утверждению Феррариса, два процента от ежегодных операционных затрат — а это около трех миллионов евро — тратятся на меры борьбы с подделками внутри компании. Россия, наверное, больше многих других стран наводнена подделками. По самым скромным подсчетам ежегодные прямые убытки от подделок для экономики России составляют более трех миллиардов долларов США. От покупки фейка не застрахован никто. Даже приобретая товар в известном супермаркете или эксклюзивным бутике за баснословные деньги, нельзя быть уверенным, что получаешь товар от оригинального производителя.
Фейк в контексте
Фейки бывают разные, но нас, естественно, интересует феномен фейка в близком нам отраслевом люксовом сегменте: драгоценные камни (бриллианты) и ювелирные украшения с бриллиантами.
Фейк в бриллиантовом и ювелирном деле может быть намного более изощренным и разноплановым, чем в других отраслях. Дело в том, что в драгоценном камне и ювелирном украшении сосредоточено такое количество компонентов, могущих стать объектом вмешательства нечистоплотного «мастера», «поставщика» или «бизнесмена» (список можно продолжать до бесконечности), что остальные предметы категории люкс могут встать в сторонке и уважительно наблюдать, набираясь горького опыта.
Пространство этой статьи не дает возможности описать все приемы, которые используют в драгоценной отрасли мошенники разных мастей — от банальных «кидал» и фальсификаторов до профессиональных дилеров и геммологов. Разумеется, хочется думать, что в мировом масштабе таких меньшинство, но все же они существуют, и некоторые их приемы будут вкратце описаны ниже. Последовательность, в которой в статье выстроены фейки, — чисто условная. Здесь каждый из них важен по-своему, хотя цель у них одна — злоупотребление вашим доверием и кошельком.
Фейк № 1: материалы
Отметем сразу «цыганский вариант» покупки ювелирного изделия — с рук. Мы же с вами приверженцы цивилизованных рыночных отношений!
Рекомендация для самых наивных: никогда не покупать «с рук».
Итак, ювелирный магазин. Кстати, обратите внимание на его местоположение (если стрелка указывает куда-то в подворотню — лучше не ходить), экстерьер и интерьер (если это ларек в запасном входе в подъезд жилого дома — решительно проходите мимо), на рекламу фантастических скидок: если они есть, смело покидайте эту торговую точку. Если нет — начинаем осмотр. Итак, где нас с вами могут обмануть? Рассмотрим вариант с подменой материалов. Например, вместо бриллианта в изделие может быть вставлена его имитация — от фианитов еще советских времен до современных муассанитов и иных минералов-симулянтов. Достаточно маловероятно, но все же возможно. В принципе продавец сам может не знать, что именно продает: товар может быть импортным, вероятно, попавшим в этот магазин по одной из «серых» схем, а следовательно, несертифицированным, немаркированным и не имеющим соответствующих документов.
Рекомендация: воздержаться от покупки.
Теперь металл: если он настоящий и легальный, то на внутренней стороне приглянувшегося вам кольца или другого ювелирного украшения вы увидите обязательные для официальной торговли оттиски: пробу металла, пробирное клеймо и именник. Квалифицированный продавец-консультант должен вам показать их и объяснить смысл каждого из этих знаков — с конкретными примерами. Если он (она) не в состоянии этого сделать или таких оттисков на изделии нет вообще, рекомендация: решительно воздержаться от покупки.
Фейк № 2: синтетические камни
Если вы новичок в мире бриллиантов, вы можете даже и не знать, что синтетические алмазы ювелирного качества вообще существуют. Однако это так, и уже сегодня одной из серьезнейших проблем мирового алмазно-бриллиантового сообщества становится массовое появление на рынке синтетических камней — бриллиантов, изготовленных из алмазов, выращенных лабораторными методами. Что же такое синтетические алмазы на практике? Они дублируют атомную структуру и физические свойства природных алмазов, что, казалось бы, делает их настоящими алмазами. Впрочем, у них есть характерные черты роста, которые не дают им стать полностью идентичными природным алмазам, но определить это можно только при помощи сложнейшего технического инструментария, доступного только в геммологических лабораториях. В соответствии с принятыми отраслью правилами и договоренностями вся цепочка, которую проходит синтетический алмаз — от изготовления до реализации в ювелирном изделии, — должна сопровождаться соответствующей документацией, в которой указывается, что данный алмаз (бриллиант) не является даром природы, но есть плод ученой мысли и технологического прогресса. О коммерческом интересе не говорим. Один из примеров такой документации — сертификаты геммологических лабораторий, аналогичные сертификатам на природные камни, но в которых однозначно указано искусственное происхождение сертифицируемого объекта. Тем не менее в отраслевой прессе уже неоднократно появлялись сообщения о ряде (!) случаев, когда в геммологических лабораториях в поданных на сертификацию достаточно крупных партиях заявленных природных бриллиантов объемом до нескольких сотен штук обнаруживалось большое количество (до трети партии) синтетических бриллиантов! Такая ситуация не может не тревожить отрасль, которая уже многие годы предпринимает решительные действия, препятствующие неконтролируемому обороту синтетических алмазов, поддерживая таким образом достойный имидж отрасли и сохраняя потребительское доверие. Тем не менее у «официальных» синтетических бриллиантов есть свой рынок, достаточно обширный и растущий. Почему растущий? Видимо, в первую очередь вопрос в цене: в рознице синтетические бриллианты стоят примерно на 10–15% меньше природных. А отличить их от природных…
Синтетические алмазы (известны также как лабораторно созданные, лабораторно выращенные или культивированные) — это алмазы, произведенные в ходе искусственного процесса (в противоположность природным алмазам, созданным в ходе геологических процессов). Два основных из применяемых сегодня методов выращивания синтетических алмазов — это метод HPHP (High Temperature, High Pressure), когда искусственный алмаз создается с применением высоких температур и высокого давления, и метод CVD (Chemical Vapour Deposition) — метод химического осаждения.
Рекомендации: проявляйте осторожность и требуйте подтверждение происхождения бриллианта — сертификат геммологической лаборатории. В случае сомнения откажитесь от покупки.
Фейк № 3: облагораживание
На наш взгляд, термин «облагораживание» не совсем подходит к процессам, которые им обозначаются; по-английски это понятие вмещается в одно слово — treatment, а по-русски правильнее было бы сказать «внешнее воздействие на камень с целью улучшения (изменения) характеристик его чистоты и цвета». Но это слишком длинно. Поэтому будем пользоваться устоявшимся словом «облагораживание».
Различные методы облагораживания применяются к низкокачественным камням, чтобы сделать их вид более привлекательным. Если информация о произведенных операциях не раскрывается, покупатель может поверить, что драгоценный камень стоит больше, чем это есть на самом деле, что может привести к тому, что за него будет заплачено намного больше, чем следует. Поэтому любое подобное вмешательство в структуру бриллианта должно быть раскрыто — устно и письменно — в оценочных сертификатах и документах купли-продажи. Разработано множество методик облагораживания бриллиантов. Это и лазерное высверливание с целью достижения включений (полостей, пузырьков) с последующим заполнением их гелем или кислотой. Выходящие на поверхность камня полости, внутренние трещины могут заполняться каким-либо посторонним веществом, что улучшает внешний вид бриллианта (для невооруженного глаза), и поэтому он может казаться более дорогим. Для заполнения трещин используются буквально тысячи материалов. Состав таких материалов, как правило, неизвестен, а стабильность и долговечность — не изучены. Иррадиацией — облучением камней низкого качества — можно добиться того, что они начинают напоминать бриллианты «фантазийных цветов». Этот вид обработки дает достаточно стабильный результат, за исключением зеленых камней, которые при нагревании могут терять цвет.
Технология GE/POL, разработанная совместно компаниями General Electric и Pegasus Overseas Ltd, позволяет обесцвечивать камни. На рундист обработанных при помощи такой технологии камней наносится надпись «GE POL», которая видна только при 10-кратном увеличении. Однако эту надпись можно удалить. Если это произойдет, узнать, подвергался ли камень обработке, будет нелегко.
При помощи уже упоминавшейся технологии HPHP, разработанной компанией General Electric в 1999 году, камни ювелирного качества коричневого цвета могут быть существенно осветлены, а иногда цвет может вообще исчезнуть или, по крайней мере в зависимости от типа алмаза, заметно улучшиться.
Как видите, технологий и методов улучшения внешнего (и внутреннего) вида бриллианта придумано множество. Напомним, производители таких камней, трейдеры и ювелиры, использующие их в своей каждодневной торговой деятельности, ОБЯЗАНЫ информировать об этом потребителя. Однако…
Рекомендации: покупать только сертифицированные бриллианты и изделия с бриллиантами, к которым прилагаются сертификаты. Сертификат облагороженного бриллианта геммоголической лаборатории GIA Фейк № 4: характеристики
Одним из самых популярных способов обмана покупателя является манипулирование основными характеристиками бриллианта. Особенно популярен этот способ в ювелирной рознице, торгующей импортными изделиями с бриллиантами. Каждое такое изделие должно иметь на себе бирку с перечислением закрепленных в нем драгоценных камней — с указанием по каждому из них четырех хрестоматийных характеристик бриллианта (4С): огранки, цвета, чистоты и массы в каратах. С формой и массой проблем, как правило, не возникает. А вот цвет и чистота, если изделие импортное и необходимо перевести его характеристики из общепринятой в мире системы GIA в отечественные ТУ… Именно здесь у некоторых не слишком обремененных этическими нормами торговцев и возникает соблазн чуть-чуть повысить планку. А такое «повышение планки», даже на одну позицию вверх по шкале цвета и шкале чистоты, может означать для покупателя переплаченные сотни, если не тысячи долларов.
Рекомендации: обращаться в ювелирные салоны, в которых вам могут обоснованно подтвердить соотношение позиций иностранной и российской системоценки бриллиантов.
Фейк № 5: производитель «или где»?
Один из любимейших способов привлечения внимания покупателя — это как-то «присоседиться» к сформировавшемуся, устоявшемуся имиджу продукта. Слышали об астраханских арбузах? Так ведь астраханский — это даже не просто арбуз из Астрахани, это сорт такой, сегодня практически вымерший. А те «астраханские», которые мы видим на рынках, на самом деле — из Турции, Ирана, Ирака…
То же самое и с остальными товарами, включая бриллианты. Да, сегодня всем известно, что смоленский «Кристалл» — крупнейшее и ведущее в России предприятие, производящее бриллианты «Русской огранки», известные своим высочайшим качеством в каждом уголке бриллиантового мира. Это приятно, и, будучи сотрудником «Кристалла», не можешь не испытывать гордость и патриотизм. И тут заходишь в ювелирный магазин — и противоречивые чувства охватывают тебя. «А есть ли у вас изделия с бриллиантами от смоленского „Кристалла“»? Конечно, радуется менеджер-консультант и предлагает вам посмотреть кольцо с «каратником». И что мы видим? Фацетированный рундист! Фацетированный рундист — это когда на поясок бриллианта наносятся мелкие граньки, дабы замаскировать огрехи в пропорциях и геометрии камня. Визитной карточкой смоленских бриллиантов всегда был идеально ровный матовый рундист, безукоризненные пропорции и геометрия. Работа «под известного производителя» иногда приносит плоды, иначе этим бы не занимались. Но все равно это было и остается фейком. Опытный и образованный покупатель всегда сможет убедиться, на самом ли деле декларируемое имя производителя соответствует действительности. Для этого есть один простой способ.
Рекомендация: покупать только у проверенных поставщиков или в официальных салонах производителя.
Фейк № 6: бренд и его атрибуты
Представьте себе, еще лет пятнадцать назад в лексиконе россиянина не было слова «бренд». Трудно поверить, но это так. А сегодня мы серьезно говорим о продвижении бренда, его стоимости и ценности. Ведь его стоимость и ценность непосредственно отражаются на объемах продаж, а следовательно, на прибыли. Однако, чтобы бренд приносил прибыль и рос, сначала надо его взрастить, в него надо вкладывать, инвестировать, и затраты эти подчас могут достигать астрономических сумм.
И главное: брендинг — это серьезное и долговременное вложение. Но вернемся к ключевой теме — фейку. Если заведомо поддельный продукт вывести на рынок под чужим брендом — за это в старину можно было и канделябром… А вот позаимствовать элементы бренда, так называемые атрибуты, — не так уж и страшно. Ну ладно, были советские времена. И все, что имело отношение к электронике, становилось «Электроникой»: часы, магнитофоны, видеомагнитофоны, микроволновки, аудиосистемы, первый советский ноутбук «Электроника МС 1507», игрушка «Ну, погоди!» — тоже «Электроника-ИМ-02»! По аналогии в 70-х годах прошлого века систему алмазообрабатывающих заводов назвали звучным именем «Криста лл». Да, смоленскому «Кристаллу», единственному из них в России удалось спасти и сохранить не только имя и производственные мощности, но и, по сути, всю бриллиантовую отрасль страны. Так зачем же открывать все новые и новые фирмы и ювелирные магазины, настойчиво используя в названии слово «Кристалл», не имея никакого отношения к оригиналу — ОАО «ПО «Кристалл»? Зачем копировать чужой корпоративный шрифт, даже если он представляется удачным? Для чего использовать в рекламе и интернет-публикациях видеоролики и фотографии, правообладателем которых являетесь не вы? Ведь тем самым, используя такие даже не фейки — какие-то «недофейки», — вы собственными руками размываете то, что в международном маркетинге называется corporate identity — корпоративный стиль, корпоративная идентичность. Достойно сожаления, честное слово. И между прочим, в ряде случаев за это можно подвергнуться судебному преследованию и
административной ответственности.
Рекомендации: хорошая зрительная память, повторные покупки в позитивно зарекомендовавшем себя месте.
Фейк и Закон
Изучив оглавление УК РФ, автор, к сожалению, не обнаружил ни одной статьи, согласно которой можно было бы наказать за подделку драгоценного камня или ювелирного украшения. С большой натяжкой (и, видимо, достаточно непросто) к этому злодеянию можно применить Статью 159. Мошенничество.
Термин «подделка» встречается или подразумевается в нескольких других статьях, но о драгоценностях в них речь не идет.
Это:
Статья 181. Нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм.
1. Несанкционированные изготовление, сбыт или использование, а равно подделка государственного пробирного клейма, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности.
Статья 186. Подделка денег. Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг.
Статья 326. Подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства.
Статья 327. Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков. И только одна статья касается драгоценных металлов и драгоценных камней, но, увы, не в плане наказания за их подделку:
Статья 191. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга.
В связи со всем вышеперечисленным Акционерное общество «Производственное объединение «Кристалл» совместно с «Ювелирной группой «Смоленские бриллианты» объявляет о своем новом проекте. «Антифейк», рассчитанном на стимулирование грамотного потребления бриллиантов и украшений с бриллиантами. При возникновении малейшего сомнения в качестве или аутентичности бриллианта или ювелирного украшения с бриллиантами при их приобретении или намерении приобретения вам помогут наши эксперты, предоставив вам профессиональную консультацию.
жуpнaл "Ювeлиpнaя Poccия", №42, 2012
Оставить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий,
зарегистрируйтесь или войдите через соц. сети