Резьба по драгоценным камням: самое древнее из искусств

Резьба по драгоценным камням: самое древнее из искусств

Искусство резьбы известно с древних времен, когда оно применялось для украшения дворцов в древних городах Ассирии и Египта, отмечает портал. Оно использовалось для скульптур, храмов и саркофагов, но не в виде переносных предметов творчества.

Статья написана на основании исследования Егуды Кассифа, хранителя Музея алмазов Рамат Ган.

Небольшие резные драгоценные камни стали произведениями искусства, которые можно было легко носить, перевозить и выставлять напоказ. Они были известны как камеи. В настоящее время резьба по драгоценным камням широко распространена в Европе и на Дальнем Востоке, где в качестве основного материала используется жадеит.

Резьба по драгоценным камням является видом искусства, история которого насчитывает тысячелетия. Оно дало жизнь маленьким статуэткам, бусам и предметам украшений, сделанных из дорогих материалов – драгоценных и полудрагоценных камней. Эти небольшие произведения искусства, часто изображающие исторических личностей или исторические события, использовались вместо картин или гравюр. Сегодня картины и фотографии выполняют ту же задачу.

Происхождение термина «камея»

Слово «cameo» («cameos» во множественном числе)» неопределенного происхождения. Бытует мнение, что слова «camaieu» или «camaheu», появившиеся во Франции в 13-м веке, имеют греческие корни и пришли с крестоносцами, возвращавшимися с Востока.

Термин «cameo», используемый для описания рельефной резьбы на камне или раковине, часто переводится на иврит как «kamiah» - древнееврейское слово, означающее амулет или талисман, что вводит в заблуждение. Камея не обязательно связана с мистическими ассоциациями древнееврейского «kamiah».

Техники выполнения резьбы

По существу, камея - это двухмерная скульптура, где используются плоские цветные драгоценные камни, с которых снимаются тончайшие слои, что придает глубину и перспективу изображаемой фигурке. Фигурки людей, животных или элементов природы рельефно выступают, а фон выполняется с помощью резьбы. Резьба показывает природные слои камня и использует их для создания изображения и фона. Для этого способа применяются острые инструменты, аналогичные инструментам стоматолога. 

Инталия (intaglio), происходящая от латинского слова «tagliare» – «резать» – это тоже камея, но выполненная другим способом. Обычно для инталии используется прозрачный или полупрозрачный камень. Поверхности резьбы гладкие, а фигуры, кажется, отражаются в камне. Для достижения такого эффекта резьба выполняется с тыльной стороны камня, вырезается сама фигурка, а не фон, как в камее. Такую камею можно смотреть из двух положений, и тогда с гладкой стороны видна фигурка, «плавающая» в камне. Иногда применяется краска для подкрашивания изображения.

Многовековая история резьбы по камню

Искусство резьбы известно с древнейших веков человеческой истории. Резьба по камню известна с пятого века до н. э., а колыбелью резьбы по драгоценным камням считается древний Вавилон. В древней Греции (800 - 500 годы до н.э.) резьба по драгоценным камням процветала в основном на островах Средиземноморья. В этот период в искусстве находили свое отражение гуманистические идеалы, а резные произведения искусства изображали персонажей из греческой мифологии и элементы природы.

В третьем веке до н.э. египетские художники оказали свое влияние на искусство резьбы. Они изобрели новые способы резьбы: фигурка и ее детали выступали, а фон вырезался. В это время и были созданы первые крупные камеи, обычно из индийского сардоникса. Резчики особенно любили этот камень за его яркие слои, позволяющие делать многослойные изображения. Этот период дал нам камею царя Птолемея II, служащую поворотной вехой в искусстве резьбы. Изображения на резных драгоценных камнях этого периода представляли собой сочетание египетских мотивов с эллинистической художественной направленностью, а  позднее – с элементами римского искусства.

Во времена римской империи камеи, выполненные резьбой, считались одними из самых важных предметов в римских сокровищницах. Древнеримские камеи продолжали художественные традиции древнегреческих камей. Мы знаем имена художников-резчиков по камню того периода - например, Дискорид, резчик при дворе императора Августа (60-14 годы до н.э.).

Искусство камеи и инталии пережило бурный расцвет в эпоху итальянского Возрождения, когда выдающиеся произведения этого древнегреческого и древнеримского искусства считались идеалом красоты. Это направление вдохновляло скульпторов, художников и резчиков выражать свое искусство такими способами, которые были известны в античные периоды. В 15 веке и в начале 16 века камеи создавались такими известными художниками, как Маттео Дель-Нассро (1515-1547), Валерио Беллелли (1468-1546), Джованни де Бернарди (1494-1553) и Джованни делле Карниоле.

Камеи, созданные этими и другими художниками того времени, являются художественными ценностями; все они признаны вершиной искусства резьбы по драгоценным камням. Кульминационной точкой этого периода стала работа Анибела Фонтанта (1540-1587) и камеи из мастерских братьев Серракио, а также семьи Оттавио Мизрони (Ottavio Mizroni)  из Милана, чьи произведения искусства и камеи можно увидеть в настоящее время в крупных музеях в Европе и США.

Кроме камей, резчики эпохи итальянского Возрождения также изготавливали предметы домашнего обихода из драгоценных камней. Кубки и чаши выполнялись из таких камней, как кварц, аметист и лазурит. Эти изделия производили впечатление на знать, и она могла их себе позволить, как, например, Медичи. В коллекции Медичи находится знаменитая «флорентийская тарелка».

В 18 веке разновидностью искусства резьбы стала резьба семейных гербов и геральдических знаков. Имена семейств, дстигших совершенства в этом деле, дошли именно из этого периода: семья Фитчлер и такие художники, как Наттер Хэккер и Мерчэнд. Интересно отметить, что известный поет Иоган Вольфанг фон Гете, изображение которого было вырезано как инталия Хэккером, сам стал коллекционером камей.

Начиная с середины 19 века Париж стал задавать тон в искусстве, культуре и моде. Резьба на драгоценных камнях нашла быстрое развитие в городе и привлекала многих молодых художников из таких городов, как Идар и Оберштейн в Германии. Самыми знаменитыми из них были Вильгельм Лацер, художник, сделавший себе имя как резчик. Он приехал в Париж в 1857 году в возрасте 14 лет, и его самая известная работа – камея Венера, которую он сделал вместе со свадебными ювелирными украшениями, - выставлена в музее в Идар-Оберштейне.

Школа Идар-Оберштейна

На искусство резьбы по драгоценным камням в Идар-Оберштейне в значительной мере оказал влияние растущий интерес к художественным творениям и резьбе по камню. Интерес к резьбе по камню постоянно возрастал в разных частях света – в Европе, США и начиная с 1975 года в Японии. Резчики по драгоценным камням приглашались на международные выставки и принимали в них участие.

Современная резьба на камне отражает дух современности и придает значение трехмерным скульптурам, барельефам, реалистическому изображению человеческих фигур, переменам в монохромных изображениях и разработке фамильных гербов, а также резьбе рельефа и способам штриховки. Студентов, обучающихся резьбе по драгоценным камням, просят вырезать чаши из горного кварца, багеты и выполнить резьбу на других драгоценных камнях. Резчики по камню, прошедшие обучение на различных курсах, развивают свои способности и вырабатывают свой стиль.

Быстрое развитие технических инструментов, наблюдавшееся в 1980-х годах и угрожавшее вызвать перепроизводство продукции и ее удешевление, не представляло угрозы для коллекционеров изделий, выполненных в технике резьбы на драгоценных камнях. Наоборот, развитие этих технологий стало дополнительным стимулом, вдохновляющим художников из Идар-Оберштейна создавать новые произведения искусства. Ценность новых оригинальных работ сохранялась, а иногда даже возрастала. Иногда «промышленное» изделие привносило новый современный дизайн. Профессиональные конкурсы и различные призы, включая призы, присуждаемые на международном уровне, отмечали совершенство и высокое качество, которому резчики придают большое значение.
Источник: Rough&Polished
8979

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ: