SOKOLOV SOKOLOV
Искусствовед Валентин Скурлов: «Фаберже, как и все придворные ювелиры, активно использовал бриллианты»

Искусствовед Валентин Скурлов: «Фаберже, как и все придворные ювелиры, активно использовал бриллианты»

Валентин Скурлов - историк ювелирного искусства, кандидат искусствоведения, почетный академик Российской академии художеств, ученый секретарь и герольдмейстер Мемориального фонда Фаберже, консультант-исследователь по Фаберже Русского отдела Антикварного дома «Christie’s». Родился и вырос в Ленинграде. В 1975 году окончил Ленинградский институт советской торговли, в 1978 году - аспирантуру по специальности «экономика и организация торговли», в 2012 году – аспирантуру Гуманитарного университета профсоюзов на кафедре искусствоведения. Член Российского Генеалогического общества с 1992 года. Эксперт по оценке художественных ценностей Министерства культуры и массовых коммуникаций (с 2002 года). Полный кавалер ордена Карла Фаберже.

Когда и как в вашей жизни возникла тема Фаберже?

Впервые она возникла в середине 80-х годов, когда я пришел работать в НИИ ювелирного искусства и был назначен на должность заведующего отделом изучения спроса, формирования ассортимента и рекламы. Я курировал тогда 25 заводов системы Главювелирпрома, но не мог не заинтересоваться этой историей: что в нашем ювелирном искусстве было лучше Фаберже? В 1989 году я нашел в архиве академика А. Е. Ферсмана записки по истории фирмы Фаберже, написанные ее главным мастером Францем Бирбаумом (1872-1947) в 1919 году. Сейчас эти Записки являются "библией" любого исследователя творчества Фаберже. Я стал изучать историю этого дома. Когда на лютеранском кладбище Петербурга были найдены могилы с фамилией Фаберже, я написал письмо в Швейцарию правнучке Карла Густавовича - Татьяне Федоровне, потом мы встретились и подружились. Тогда у меня возникла идея создания Мемориального Фонда Карла Фаберже, я разработал его устав, и в 1996 году он был утвержден в Москве, и я стал Ученым секретарем Фонда, а затем его герольдмейстером. В настоящее время кавалеров всех наград Фонда Фаберже 680 человек - это ювелиры и мастера, деятели ювелирного искусства, искусствоведы и руководители предприятий. Я являюсь доверенным лицом Татьяны Фаберже, вместе с ней мы занимаемся пропагандой творчества Фаберже и выпустили в соавторстве 12 книг.


В чем заключаются цели и задачи Фонда Фаберже?

У Мемориального Фонда цель - сохранение памяти о жизни и творчестве Карла Фаберже и его фирмы.

Задач много: мемориальные доски и памятники, уход за могилами; выявление лучших ювелиров, сохраняющих и развивающих традиции Фаберже, награждение их наградами и знаками Фонда (в составе Фонда 680 кавалеров этих наград); выпуск литературы по этой теме; создание базы данных произведений фирмы Фаберже.

Расскажите о своей научной деятельности.

В начале 1990 годов я обнаружил в архивах подлинные счета на Императорские пасхальные яйца, что позволило установить их точное количество - 50 произведений. Также, впервые я обратил внимание на важность атрибуции изделий Фаберже с помощью нацарапанных инвентарных номеров и разработал алгоритм прочтения этих номеров. База данных изделий фирмы, составлявшая в 1999 году 18 тысяч изделий, в настоящее время увеличилась до 43 тысяч. Этой базой данных пользуются музеи, коллекционеры и Аукционные дома. Активно работая в частном архиве Татьяны Фаберже, будучи ее литературным секретарем и соавтором, я составил список сотрудников фирмы, который в начале 1990-х годах насчитывал более 35-ти человек, а сегодня составляет более 450 персон.

С 1990 года по 2017 год у меня имеется более 300 публикаций. В 2012 году я защитил кандидатскую диссертацию по теме "История и традиции фирмы Фаберже в камнерезном искусстве России (конец XIX - начало XXI вв.)». Ежегодно читаю порядка 20-40 лекций по тематике Фаберже, участвую в пяти-семи научных конференциях.

Каково Ваше мнение о коллекции Виктора Вексельберга и о петербургском Музее Фаберже?

Вопрос неверно поставлен: коллекции Вексельберга нет. Виктор Феликсович Вексельберг - председатель Попечительского совета Фонда "Связь Времен". Есть ювелирная коллекция Фонда "Связь Времен", часть которой экспонируется в Музее Фаберже, открытого в конце 2013 года на набережной Фонтанки. Это самый большой и лучший по числу экспонатов Фаберже музей в мире. Достаточно сказать, что здесь представлены девять Императорских пасхальных яиц - больше есть только в Оружейной палате Московского Кремля. Музей Фаберже сейчас третий по посещаемости в Петербурге после Государственного Эрмитажа и Русского музея, и он продолжает пополнять свою коллекцию. Там выставлено более 600 экспонатов этого мастера, еще около 200-300 экспонатов демонстрируют мастерство других фирм современников Фаберже: Хлебникова, Овчинникова, Сазикова. Большой раздел (более 70 работ) посвящен московской эмалевой мастерской Федора Рюкерта, которая на 80 процентов работала по заказам фирмы Фаберже. Недостаточно представлено камнерезных изделий, мало представлено изделий из драгоценных камней, в первую очередь «бриллиантовой группы». В ассортименте фирмы эта группа составляла не менее 33 процентов, но на современном аукционном антикварном рынке ее доля - не более 2-3 процентов.

Как использовались бриллианты в творчестве Фаберже?

Фаберже, как и все придворные ювелиры, активно использовал бриллианты – хотя, наверное, мог использовать их ещё больше. Г.Ч. Бэйнбридж, первый биограф Фаберже, пишет, что его всегда удивляло, как много Фаберже разрабатывает новых «фантазийных» моделей: «Достаточно было взять несколько моделей, удешевить их производство – и хватило бы на хороший кусок хлеба с очень изрядным куском масла. Например, в те годы, очень большим спросом пользовались изделия с бриллиантами». Бэйнбридж подметил ещё одну особенность: западные ювелиры становились ростовщиками, беря в залог бриллианты своих высокопоставленных клиентов. Ростовщические операции приносили еще больший доход, чем работа по совершенствованию ассортимента. Вот почему, работа русских ювелиров по творчеству ценилась больше.

XIX век и начало ХХ века - время смены художественных стилей. Как это отражалось в творчестве мастеров Дома Фаберже?

Сначала бриллианты и цветные камни являлись дополнением к золоту – то был период 60-х годов позапрошлого века, появились работы, исполненные исключительно из бриллиантов. … Любимыми мотивами были ветки цветов, колосья, искусственные банты, лепка лепестков и листьев получалась посредством ковки и закрепкой бриллиантов. То была лучшая пора бриллиантовых работ. Изделия отличались сочным рисунком, ясно читаемым даже на расстоянии - в моде были крупные диадемы, эгретки, колье в виде ошейников, пластроны для корсажа, пряжки и крупные банты.

Следующий период прошёл под влиянием стиля ампир - появилась присущая этому стилю сухость; строгие линии меандр и волют не допускали применения рельефов - бриллианты, находившиеся в одной плоскости, теряли часть своей игры, уничтожая друг друга своим блеском.

В конце XIX века настала эпоха модерна, но увлечение им вскоре пошло на убыль. На смену пришло увлечение мелкой орнаментацией, закреплённой мелкими бриллиантами. Такая работа применима лишь в небольших предметах - в кольцах, браслетах, брошах и подвесках, в которых глаз может различить и оценить богатство рисунка, законченность деталей. Большинство этих работ исполнялось из чистой платины или из ее сплава с серебром - красивый серый оттенок подчёркивал белизну бриллианта.

Чрезмерное применение мелких бриллиантов считалось тогда ошибкой: вещи теряли в игре, а это является главным достоинством бриллианта. К тому же обилие мелких камней снижало материальную ценность предмета, увеличивая в то же время значительно стоимость работы. Удачной новинкой в работах того времени являлось применение цветных камней прямоугольной формы с одним фацетом - при ровном подборе камней эти цветные полоски, помещённые между бриллиантами, производили прекрасное впечатление.

В изделиях фирмы Фаберже много использовались и другие драгоценные камни?

Что касается других драгоценных камней, то это слишком большая тема, которую я еще не изучал. Но должен отметить, что еще в 1886 году численность сотрудников фирмы составляла только 28 человек, и она была известна именно как фирма бриллиантовых вещей. Только в конце 1880-х годов фирма расширила ассортимент, а с 1890-х годов стала изготовлять и камнерезную продукцию. В 1887 году был открыт Московский филиал и мастерская ювелирных изделий (под руководством Оскара Пиля, прибывшего из Петербурга). В 1890 году была открыта Московская Серебряная фабрика. Уже в 1896 году в фирме Фаберже, в Петербурге и Москве, работало 455 рабочих и 31 ученик. Бриллиантовая группа и группа изделий из драгоценных камней по-прежнему занимали важное место, но уже не лидирующее - фирма была многопрофильной.

Кроме Фаберже, были другие знаменитые бриллиантщики. Как пишет Франц Бирбаум, «ювелирная часть приданого членам императорской семьи поручалась Болину, а серебряную часть делали мы». В 1856 году для коронации корону императрице Марии Александровне делал ювелир Зефтиген. В 1896 году корону для императрицы Александры Фёдоровны исполнил ювелир Ган. У него были помощники: Карл Бланк, Михаил Аникин, Александр Вальберг.

Кстати, Фаберже часто использовал полудрагоценные и поделочные камни – даже собранные царскими детьми сердолики в Крыму - причем наряду с бриллиантами. Тут была важна красота рисунка – и это был труд ювелира, приносящий прибыль. Кстати, Болин покупал дорогие камни, прибавлял к ним касты, и прибыль у него составляла 10%, а у Фаберже – 100-200%.

Он вообще был гениальной личностью – я изучаю его почти 30 лет.

Галина Семенова для Rough&Polished

Источник: Rough&Polished
4315

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ:

Оставить комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий,
зарегистрируйтесь или войдите через соц. сети

ЗОЛОТО ОПТ (Драгоценные металлы, ООО) ЗОЛОТО ОПТ (Драгоценные металлы, ООО)
Москва
Драгоценные металлы, аффинаж
Саха Алмаз Саха Алмаз
Якутск
Якутские бриллианты
Горева Н.М., ИП Горева Н.М., ИП
Москва
Драгоценные и полудрагоценные камни. Камни ювелирного качества, калиброванные. В наличии и на заказ.
Серебряный дом (Степенина Е.В., ИП) Серебряный дом (Степенина Е.В., ИП)
Красное-на-Волге
Большой ассортимент - лучшие цены! Мы предлагаем огромный выбор изделий православной тематики, цепи машинного и ручного плетения, ионизаторы воды, мужские печатки, ложки (литьевые и штампованные), ук…
Amore Jewelry Amore Jewelry
Владимир
Производство и оптовая продажа обручальных колец.

ПОДПИШИСЬ НА ЮВЕЛИРНЫЙ ВЕСТНИК

Введите имя и адрес электронной почты, чтобы подписаться на рассылку