SOKOLOV SOKOLOV
iq-diamonds
Как одесский ювелир обманул Лувр: самые яркие подделки в искусстве

Как одесский ювелир обманул Лувр: самые яркие подделки в искусстве

В этом году исполняется 160 лет одесскому ювелиру Израилю Рухомовскому. Нам это имя вряд ли о чем-то скажет, а вот в Лувре, заслышав фамилию "Рухомовский" до сих пор вздрагивают. В начале двадцатого века мастер, сам того не желая, оказался замешанным в грандиозном скандале, прогремевшем на весь мир.

В честь юбилея выдающегося ювелира мы расскажем эту и другие истории выдающихся подделок в искусстве.

1. Микеланджело подделал античную скульптуру

Как! Неужели Микеланджело? Да-да, факт малоизвестный, но все равно факт. Мастер, будучи еще молодым и не очень известным, изваял статую спящего амура и закопал в саду кардинала. Зачем он это сделал? Ради чистого эксперимента, как говорят сейчас искусствоведы. На дворе стоял конец пятнадцатого века и настоящий археологический бум. Итальянцы открыли для себя античность, поняли, что это их история, и пришли в восторг. Все вокруг бредили античностью, читали древних авторов, покупали за дикие деньги работы мастеров прошлого.

На волне всеобщего интереса Микеланджело и провел свой опыт.

Найденный и откопанный Амур вызвал ликование. Статуя вошла в фонд находок древнеримского искусства, на нее ходили любоваться толпами. Когда же выяснилось, что скульптуру изваял совсем не древний Микеланджело - произошла еще одна странность. Амурчик стал стоить еще дороже, чем античная древность, ведь к тому времени Микеланджело уже успел стать величайшим мастером Италии.

К сожалению, мраморный Амурчик не сохранился, но мы можем представить себе его. Считается, что примерно такой амурчик был изображен в колыбели на картине Тинторетто "Венера, Вулкан и Марс".

2. Подделыватель Альбрехта Дюрера и первый копирайт эпохи Возрождения

Первые подделки, которые официально были признаны фальшаками, связаны с именем великого немецкого художника Альбрехта Дюрера. Нет, подделывал не Дюрер, а как раз наоборот. Однажды мастер узнал, что его гравюры бессовестно передирает некий венецианский художник Маркантонио Раймонди.

Маркантонио покупал отпечаток с гравюры Дюрера, переносил его на доску и вырезал доску по контуру так, чтобы можно было делать новые отпечатки. Эдаким нехитрым способом он соорудил и продал почти тысячу гравюр.

Казалось бы, ну и что, автор гравюры все равно Дюрер. Жалко, что ли?

Но сказать, что Дюрер разозлился - ничего не сказать.

- Дело в том, что конец 15 века стал временем, когда имя художника уже стало обозначаться на картинах, а сам художник из ремесленника превратился в творца, - говорит искусствовед Александра Аксенова. - Конечно, для мастера самым печальным было то, что в случае подделок, качество гравюры он уже не контролировал.

Первые подделки, которые официально были признаны фальшаками, связаны с именем великого немецкого художника Альбрехта Дюрера

Дюрер отправился в Венецию, подал в суд и выиграл дело.

Суд не наложил серьезных санкций на вредного Маркантонио, но фальшивогравюрщику строго-настрого запретили ставить на сворованных работах монограмму AD. Эта монограмма была не просто именем Дюрера, а своего рода брендом, знаком качества. Так AD стал первым копирайтом в истории западноевропейского искусства.

3. Как одесский ювелир обманул Лувр

В конце 19 столетия интерес к античности погубил Лувр. Все началось с того, что одесский ювелир Израиль Рухомовский получил интересный заказ от предпринимателей братьев Гохманов. "Хотим сделать подарок нашему харьковскому другу-ученому", - сказали братья. И попросили ювелира изготовить из золота тиару с надписью "Царю великому непобедимому Сайтаферну. Совет и народ ольвеополитов".

Гонорар за работу был огромным: аж две тысячи рублей, Рухомовский с энтузиазмом принялся за работу. Он выполнил и надпись, и сцену из Троянской войны на тиаре, но даже не задумывался о том, что никакого харьковского ученого не было. Получив заказ, Гохманы понесли тиару в Венский исторический музей, заломив за нее дикие деньги, а когда Вена не смогла насобирать нужную сумму, братья предожили тиару Лувру.

Как рассказывает искусствовед Александра Аксенова, Гохманы рассчитали все очень хорошо. В те времена Генрих Шлиман обеспечил Берлинский музей огромным количеством золота. Благодаря случившемуся буму, получить античное золото хотели все. Да и легенду к тиаре братья придумали неплохую. Древние ольвеополиты проживали на территории, располагавшейся недалеко от современной Одессы. На Ольвию постоянно кто-то нападал, помощи из центра ждать не приходилось, поэтому справлялись сами. Так что подарить тиару скифскому царю Сайтаферну в качестве выкупа - могли вполне. Грамотные Гохманы сообщили, что тиара происходит из древнего скифского кургана. А качество работы было таким высоким, что даже у директора Лувра не возникло подозрений.

В общем, поскребя по сусекам, Музей насобирал рекордные 200 тысяч франков и стал счастливым обладателем подделки.

Кто знает, сколько бы пролежала в музее тиара, если бы не случайность. Попавшийся однажды фальсификатор картин заявил в сердцах на суде: "Да что я-то, вы музеи свои тряхните. Там же полно подделок. Тиара, например, ваша знаменитая". Неожиданным заявлением заинтересовалась пресса. А вскоре объявился бывший выходец из Одессы, который сказал, что видел, как его друг Изя Рухомовский делал эту самую тиару у себя дома.

Тинторетто "Венера, Вулкан и Марс". Считается, что примерно такого же амурчика, какой лежит в колыбели, изваял из мрамора и закопал в саду кардинала Микеланджело, надеясь выдать свою работу за античную

Рухомовского призвали к ответу.

Когда мастер прибыл в Париж, он признался, что тиара - его рук дело.

Газеты ликовали. Французские - изображали Лувр в виде осла с тиарой на голове. Российские СМИ распирало от гордости. "Одесские новости" даже разразились смешным стихотворением:

Большой скандал в Европе всей
Наделал много шуму:
Дал за тиару Лувр-музей
Громаднейшую сумму.
И вслед за ней молва пошла,
Раздался голос прессы:
Тиара сделана была гравером из Одессы.

Французские газеты изображали Лувр в виде осла с тиарой на голове

Но судьба изделия оказалась неожиданной. Тиара была признана произведением искусства и ее переместили в музей декоративно-прикладного искусства в Париже. Израиля Рухомовского пригласили работать в Лувр.

Недавно на доме в Одессе, где жил мастер - появилась табличка "В этом доме гравер и ювелир Израиль Рухомовский создал всемирно известную "Золотую тиару скифского царя Сайтоферна".

Недавно на доме в Одессе, где жил мастер - появилась табличка

Кстати, десять лет назад история легла в основу сценария фильма «Живая история 37. Как обманули Лувр».

Как следует из фильма, известность не принесла Рухомовскому материальной выгоды. Когда он был молодым - старшие коллеги завидовали его таланту и не слишком признавали его. Мастер работал за копейки, а в его мастерской не было даже вывески. Всю жизнь он копил средства на получение статуса купца третьей гильдии, но вынужден был потратить все средства на поездку в Париж, когда его вызвали по делу о тиаре. Умер Рухомовский в нищете. Любопытно, что одним из увлечений выдающегося ювелира были маленькие золотые скелетики. Он делал миниатюрные скелетики, воспроизводя 250 мельчайших косточек и все 32 зуба. Суставы скелетиков были подвижными, но на костях не было видно креплений. Несколько таких скелетиков были выставлены на Парижской выставке в начале 20 века, но бесследно пропали.

"Чем больше я чувствовал себя художником, тем меньше монет водилось у меня в кармане", - горевал мастер.

В 2013 году такой скелетик Рухомовского был продан на знаменитом Нью-Йоркском аукционе «Sothebys» за 365 тысяч долларов.

роскошь
339

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ:

Оставить комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий,
зарегистрируйтесь или войдите через соц. сети

ЗОЛОТО ОПТ (Драгоценные металлы, ООО) ЗОЛОТО ОПТ (Драгоценные металлы, ООО)
Москва
Драгоценные металлы, аффинаж
Ассоциация Профессиональных Участников Рынка Драгоценных металлов Ассоциация Профессиональных Участников Рынка Драгоценных металлов
Москва
Разработчик электронной торговой площадки - Российские драгоценные металлы (РДМ).
Якушева Е.Н., ИП (ювелирный дом) Якушева Е.Н., ИП (ювелирный дом)
Красное-на-Волге
Производство и оптовая торговля изделиями из драгоценных металлов с фианитами, жемчугом и алмазной обработкой.
Саха Алмаз Саха Алмаз
Якутск
Якутские бриллианты
Горева Н.М., ИП Горева Н.М., ИП
Москва
Драгоценные и полудрагоценные камни. Камни ювелирного качества, калиброванные. В наличии и на заказ.

ПОДПИШИСЬ НА ЮВЕЛИРНЫЙ ВЕСТНИК

Введите имя и адрес электронной почты, чтобы подписаться на рассылку