В Париже открылась выставка Van Cleef & Arpels Florae
Не успела закрыться выставка «Драгоценные камни», подготовленная Van Cleef & Arpels совместно с Музеем естественной истории Парижа, как у французского дома уже готова новая экспозиция. Florae в Hotel Evreux на Вандомской площади чествует цветочную тему в ювелирных произведениях дома и в творчестве японского фотографа и режиссера Мики Нинагавы. Более 100 украшений из исторических и современных коллекций Van Cleef & Arpels ведут диалог с ее фантазийными цветами.
Переступив порог благородного вандомского особняка Hotel Evreux, вы сразу оказываетесь в фантастическом саду Мики Нинагавы. Здесь полыхают георгины, нежно раскрывают бутоны розы, аппетитными гроздьями нависают цветы сакуры. Заблудиться в нем — как нечего делать. Тем более что сценограф выставки, тоже японец, архитектор Цуёси Танэ нарочито выстроил маршрут в виде иммерсивного лабиринта-калейдоскопа, где все — отражения. Зеркала множат витрины, цветы и цвета и стирают следы, ты словно попадаешь в волшебный мир, лишенный всех привычных ориентиров. Нет ни начала, ни конца, ни дистанции, даже витрины, и те, кажется, парят в пространстве.
«Я фотографирую цветы, чтобы запечатлеть момент красоты, остановить его и превратить в вечность», — объясняет в релизе Мика Нинагава. Для японцев она кумир, один из самых востребованных модных фотографов и режиссеров. В Европе ее знают по клипам для Алиши Киз и Бьорк. «Все конечно. Однажды все исчезнет — вот почему я хочу сохранить эту красоту в том виде, в котором она есть в конкретный момент. Van Cleef & Arpels, так же, как и я, очарованы изменениями природы и находятся в постоянном поиске новых возможностей для передачи движения цветов, их мимолетности и хрупкости в своих украшениях. Меня это очень вдохновляет».
Экспозицию условно разделили на несколько тематических блоков: естественная эстетика, подсмотренная у самой природы; букеты и стилизованная эстетика. Но деление это условно, потому что на протяжении всей своей «цветочной» истории (а цветы — самый первый мотив ювелирного дома, появляется в 1906 году, задолго до балерин и фей) Van Cleef & Arpels последовательно держат курс на фигуративность, постоянно совершенствуя работу с драгоценными и поделочными камнями для достижения большего сходства с оригиналом.
В ювелирной оранжерее французского дома есть цветы на любой вкус. Фуксии и маргаритки считаются самыми первыми, их упоминания в архивах встречаются уже в 1907 году. Маргаритка — цветок-вещунья, этакая французская ромашка для гадания «любит-не любит». На ювелирных маргаритках Van Cleef & Arpels при желании тоже можно все разузнать — настолько филигранно сделаны их лепестки. А вот орхидеи — это влияние Востока, и первые экзотические орхидеи из платины, усыпанные золотом, появляются в конце 1920-х годов, когда живая орхидея — цветок благородный, изысканный — была на вес золота. Рубиновые хризантемы тоже дань азиатским традициям. В Японии, в отличие от Европы, хризантема — цветок счастья, а не скорби, поэтому он счастливо и прижился в коллекциях Van Cleef & Arpels начиная с 1930-х годов. Гран-при на парижской Всемирной выставке в 1924 году ювелиры получат за браслет Fleurs enlaces, в котором в лучших традициях ар-деко симметрично сплелись цветы из изумрудов, рубинов и оникса.
Оммажем одновременно и ар-деко, и Востоку стал легендарный сотуар дома 1924 года с кулоном в форме восьмиугольника и ювелирной икебаной. Положение цветов на рисунке неслучайно, их наклон символизирует три главные оси: небо, земля и человек, выраженные через асимметрию, пространство и глубину. В традиционной бело-голубой вазе, вероятно, стоят красные камелии — символ любви и гармонии, и ветка цветущей сливы, олицетворяющая моральный дух и стойкость. У подножия вазы — веер из оникса и бриллиантов, украшенный двумя лентами с сапфирами и рубинами. Этот мотив не раз будет повторяться в более поздних произведениях Van Cleef & Arpels.
На выставке собраны самые красивые букеты французского ювелирного дома. Это 1930–1940 годы, казалось бы, не до цветов. Но поразительно, насколько богатым и насыщенным был этот период. Главный материал — желтое золото, платина вся ушла на военные нужды. Главные драгоценные камни — сочетание рубинов и сапфиров, у которого был и патриотический подтекст. В нем видели цвета американского и французского флагов. В дизайне тоже считывались заимствования с военной формы, например колье в виде золотого перекрученного шнура с пушистыми наконечниками на манер аксельбанта.
Конец 1960-х, развеселое время свободы и перемен. Для Van Cleef & Arpels олицетворением этих лет станет яркий морозник — символ надежды и главный цветок знаковой коллекции Rose de Noel. В моде поделочные камни, и ювелиры французского дома экспериментируют с ними вдоволь. На выставке представлен морозник 1968 года из чистейшей бирюзы — ни единой венки. Сегодня такие камни большая редкость.
Рядом с музейными произведениями из наследия Van Cleef & Arpels представлены современные цветочные часы, броши, колье и серьги, взятые буквально с витрин бутика на Вандомской площади. В сценографии они идут без указания года, и это единственное, что их выдает. Так-то кажется, что весь этот ювелирный фантазийный сад цветет вне времени и модных тенденций. Вот уж действительно — чудо природы в руках великих мастеров.
Оставить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий,
зарегистрируйтесь или войдите через соц. сети