SOKOLOV SOKOLOV
Адамас
СЕГОДНЯ, 07.06.2020 | КУРСЫ ВАЛЮТ, ЦБР (руб.): USD: 68,3413 EUR: 76,6243 | ДРАГ. МЕТАЛЛЫ, ЦБР (руб./г.): ЗОЛОТО: 3773,95 СЕРЕБРО: 39,24 ПЛАТИНА: 1819,30 ПАЛЛАДИЙ: 4288,98 | LONDON FIX (usd/ozt): AU: 1683,45 AG: 17,58 PT: 834,00 PD: 1925,00
В Екатеринбурге открылась выставка камнерезных работ уральских мастеров

В Екатеринбурге открылась выставка камнерезных работ уральских мастеров

В Екатеринбургском музее изобразительных искусств (ЕМИИ) открылась выставка «Герои. Камнерезные работы уральских мастеров из коллекции семьи Шмотьевых». 23 произведения местных камнерезов, выполненных в сложнейшей технике – объёмной мозаике.

Камнерезное искусство и объёмная мозаика? Если поначалу в голове это как-то не укладывается, то после просмотра выставки – пазл сходится. Как сходятся и мельчайшие детали на самих произведениях. Да, в экспозиции 23 фигуры, и каждая из них собрана из тщательно подобранных по цвету, рисунку (и аккуратно подогнанных друг к другу) каменных фрагментов. Сколько их? От четырёх-пяти – до нескольких сотен и даже тысяч элементов. Тут невольно в голову приходит ассоциация со знаменитым детским конструктором из Дании – «Лего».

Впрочем, если погружаться в тему, то технология объёмной мозаики, известная ещё в античности, расцвела при флорентийском дворе великих герцогов Медичи в эпоху Ренессанса. Возможности (в первую очередь, конечно, финансовые) и связи Медичи позволяли им привозить камни из разных уголков света.

"Георгий Победоносец" ("Святогор", 2014). Фигура Георгия сделана из пирита, халцедона и яшмы, а змий - из соколиного глаза, белорусского кремня. Фото: Владимир Мартьянов

– В Россию эта техника пришла на рубеже XIX-XX веков, – рассказывает завотделом декоративно-прикладного искусства ЕМИИ, куратор выставки Людмила Будрина. – С работами фирмы Фаберже и мастерскойАлексея Денисова-Уральского. Первые десятилетия XX века технику осваивали. В ней начали создавать первые работы и все, конечно, сейчас уже знают фигурыФаберже. В 1944 году на Урале возникает идея возрождения камнерезного дела (первые планы по созданию Художественного ремесленного училища № 42)и примерно в это же время привозят работыДенисова-Уральского. Два этих события совпали, и уже в 1948 году первая дипломная работа, подготовленная студентами училища, включала в себя элементы объёмной мозаики.

Традиции прославленных российских предприятий продолжают екатеринбургские мастера из Студии камнерезного искусства «Святогор» и камнерезного дома Алексея Антонова. Именно их произведения представлены на выставке. Все они созданы в период с 2010 по 2018 год. Есть фигуры, привезённые в музей едва ли не со станка.

Создавать такие работы – дело в высшей степени сложное и кропотливое. На одну фигуру уходит от четырёх месяцев до года. И над этим трудится целая мастерская.

– Каждый фрагмент «решается» в своём материале, – добавляет Людмила Будрина. – Чтобы создать готовый образ, а вместе с ним и необходимые детали, например, роскошные шаровары Чингисхана, используются разные камни. Есть работы, которые весят около ста килограммов, и для них пришлось обработать порядка тонны разного материала.

"Тамерлан" (Камнерезный дом А.Антонова, 2014). Сложная ювелирная композиция состоит из 20 материалов, среди которых лазурит, бирюза, родонит. А для постамента в виде земного шара использованы малахит, яшма и авантюрин. Фото: Владимир Мартьянов

Более того, в произведениях присутствуют также кованые детали – их отдельно готовит кузнец.

Выставка носит название «Герои». Понятно, что среди 23 работ эти самые герои – литературные, исторические и мифологические – представлены сполна. Тут и Тамерлан, и Чингисхан, и Иван Грозный, и Ермак, а вместе с ними и Илья Муромец, Добрыня Никитич, и словно сошедший с картины Врубеля Демон. Но только ли они герои?

Герои здесь ещё и те, кто поддерживает создателей. Ну кто поспорит с тем, что камнерезное искусство – это один из брендов Урала? Новый проект ЕМИИ призван привлечь внимание к роли собирателя.

"Соколиная охота" ("Святогор", 2017). Ювелирная композиция из агатов, яшмы, кварцитов, гематитов и других камней. Фото: Владимир Мартьянов

– Камнерезное искусство всегда было уделом богатых людей, – поясняет куратор выставки. – Это никогда не было самоокупаемым производством. При этом оно требует практики. И отсутствие заказов, по сути, тормозит развитие такого уникального направления. Вывод здесь следующий: само по себе камнерезное искусство существовать просто не может.

Выставка продлится до 20 января 2019 года.

Источник: oblgazeta.ru
592

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ:

Оставить комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий,
зарегистрируйтесь или войдите через соц. сети