Выставка с таким интригующе-зловещим названием разместилась в двух маленьких комнатах в музее изящных искусств Wallace Collection в Лондоне.
Хорошо известно, что расплачиваться за «черную смерть» пришлось еврейским общинам, которых обвинили в распространении эпидемии и предали огню и мечу. В Кольмаре во время погрома в январе 1349 года все еврейское население сожгли живьем в яме, получившей название Fosse aux Juifs («Овраг евреев»), а в марте того же года за один день вырезали 2 000 евреев Эрфурта. Скорее всего, сокровища были спрятаны владельцами именно в это время: или перед бегством, в надежде вернуться за ними в лучшие времена, или перед неминуемой гибелью. Оба клада были найдены во время строительных работ с перерывом более чем в столетие, и оба при этом пострадали: часть кольмарского клада растащили каменщики, а эрфуртский был поврежден строительной техникой. К счастью, большая часть содержимого обоих тайников попала в музей в целости и сохранности.
А какие, собственно, есть основания предполагать, что все эти несметные богатства принадлежали именно евреям, а не христианам? Подтверждение есть – одно в обоих кладах, но неоспоримое. И там, и там были найдены и россыпи монет, и ювелирные украшения, и столовое серебро, а в эрфуртском тайнике — даже уникальный «косметический набор». Но все эти предметы могли принадлежать и христианам; все — кроме одного. В каждом из кладов среди прочего оказалось по еврейскому обручальному кольцу, при чем эрфуртское кольцо превосходит кольмарское по красоте и мастерству. Неспроста оно занимает собственную витрину — чтобы ничто постороннее не отвлекало взгляд от его ювелирных достоинств. Его ободок выполнен в виде двух сплетенных рук, а верхушку украшает золотой ажурный шатер, символизирующий как Иерусалимский Храм, так и будущий дом жениха и невесты. Остроконечную крышу шатра венчает шарик, а внутри миниатюрного храма такой же шарик свободно катается по полости и побрякивает при движениях руки. На каждой из шести граней шпиля вырезано по букве, из которых слагается не требующее перевода пожелание «мазл тов».
|
Казалось бы, все экспонаты выставки – предметы роскоши, модные аксессуары из Средних веков, доказательства «успешного бизнеса на международном уровне» – должны настраивать на созерцательный лад, вызывать в воображении картины домашнего уюта, семейного довольства, в которых есть место даже легкомыслию модниц. Но у посетителя щемит сердце, и ему не удается ни на минуту забыть о тех трагических обстоятельствах, при которых владельцы расстались со своими богатствами. Присутствуют ли здесь незримо духи сгинувших семей, при жизни так и не вернувшихся за своим добром, или это витает в воздухе тот самый страх, который отпечатался на столь чутких к человеческим эмоциям благородных металлах в момент захоронения сокровищ? |
Оставить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь на портале или зарегистрируйтесь