Музеи московского Кремля демонстрируют собрание целого города мастеров. Шедевры златокузнецов, скульпторов, резчиков по кости и граверов немецкого Ренессанса, барокко и рококо представлены на выставке «Вольный имперский город Аугсбург. Столетия величия» в Патриаршем дворце и Успенской звоннице.
Имперская вольница
Принимая у себя выставку из Аугсбурга, Музеи Кремля почти не отступили от ими же заявленного имперского-королевского экспозиционного цикла, в рамках которого проходили показы сокровищ лондонского Тауэра и «Запретного города» в Пекине. Золотые и серебряные кубки и драгоценная утварь работы швабских златокузнецов, граверов и чеканщиков в XVI–XVIII веках находили большой спрос как у императоров Священной Римской империи германской нации из династии Габсбургов, так и при дворе московского государя Ивана Грозного. Кстати, в Оружейной палате хранится одно из самых крупных собраний произведений южногерманских мастеров – более 400 изделий. Статус Аугсбурга как «имперского вольного города» может показаться странным лишь на первый взгляд: он и был действительно вольным, поскольку относился к императорской, то есть высшей юрисдикции. На него не могли притязать ни светские, ни церковные властители: от их «опеки» город избавился еще в конце XIII века.
А с императорами всегда можно было договориться, а точнее говоря, откупиться. Что и делалось неоднократно. Финансовые магнаты из семейств Фуггеров и Вельзеров ссуживали немалые денежные суммы Фридриху III для приличного представительства перед бургундским двором, а потом и Максимилиану I для подкупа курфюрстов, которые благодаря этой «смазке» выбрали в качестве преемника его внука Карла V. Гульдены аугсбургские магнаты одалживали, конечно же, не безвозмездно: в благодарность императоры одаривали их рудниками Тироля, Богемии, Тюрингии, Словакии и Испании. Драгметаллы поступали к ювелирам и чеканщикам монет, от них к торговцам. В результате финансово-промышленное колесо раскручивалось все сильнее.
Благородные бюргеры
Старинный Аугсбург во многом походил на Флоренцию времен Медичи. Патрициат, то есть богатейшие, а потому и благородные бюргеры, отнюдь не скромничали в своих культурных запросах, заказывая мастерам не только свои портреты, но и медали со своим изображением, памятные кубки в виде охотничьих трофеев (серебряный с золочением «Олень» мастера Иеронима Цайнера, 1585). Состоятельные донаторы оплачивали изготовление для католических и лютеранских церквей (именно в Аугсбурге в 1530 году произошло временное примирение Римского престола с новым протестантским вероучением Лютера) алтарные вазы, сосуды и блюда для причастия. Благодарные горожане не жалели средств, чтобы почтить вниманием охранителей безопасности. Что видно на примере изощренной по технике исполнения серебряной чаше «Триумфатор», в раковине которой уместилась целая аллегорическая композиция с колесницей, запряженной имперскими орлами, фигурой бога Марса, пленными турками и самим победителем, в облике которого исследователи находят много общего с маркграфом Людвигом Вильгельмом Баденским, разгромившим османов при Сланкамене в 1691 году.
Бюргеры вольного Аугсбурга гордились не только своим настоящим, но и своим прошлым. Правда, оно им представлялось в несколько сказочном виде. Из исторического факта основания колонии Augusta Vindelicorum легионерами римского императора Октавиана Августа городские хронисты-мифотворцы вывели образ богини-покровительницы Августы. Легенда в античном духе настолько понравилась Аугсбургскому совету, что без фигуры этой местной Афины не обходилось ни одно репрезентативное и монументальное произведение, созданное по заказу муниципалитета. По примеру Рима, Праги и Флоренции, Аугсбург по случаю своего 1600−летия со дня основания римлянами обзавелся бронзовыми фонтанами «Геркулес», «Август» и «Меркурий». Их автор, Адриан де Врис, прошедший выучку у флорентийца Джованни да Болонья, с помощью аллегорических скульптур и барельефов сумел довести до сознания каждого горожанина официально утвержденную легенду. Дорожа оригиналами, аугсбуржцы впоследствии заменили их копиями. Подлинники же, хранящиеся в Музее Максимилиана, впервые за всю историю покинули Аугсбург, чтобы стать хитами московской выставки.
Что касается дальнейшей истории Аугсбурга, то его вольности пришел конец в начале XIX столетия. Благородные бюргеры-швабы, чье финансовое могущество было подорвано войнами рубежа веков, не смогли откупиться от соседей, и город вошел в состав королевства Бавария. А еще через полвека бывшему лидеру в торговле и производстве предметов класса lux был нанесен сокрушительный удар: в 1858 году цеха и гильдии ремесленников, просуществовавшие почти 500 лет, упразднили. Промышленная революция решила обойтись без роскоши. Говоря же об Аугсбурге XX века, вспоминаются лишь заводы Мессершмитт.
Оставить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь на портале или зарегистрируйтесь