СЕГОДНЯ, 21.11.2024 | КУРСЫ ВАЛЮТ, ЦБР (руб.): USD: 100,2192 EUR: 105,8090 | ДРАГ. МЕТАЛЛЫ, ЦБР (руб./г.): ЗОЛОТО: 8452,26 СЕРЕБРО: 100,80 ПЛАТИНА: 3125,46 ПАЛЛАДИЙ: 3318,78
Наследие Фаберже: как петербургские мастера 110 лет берегут традиции ювелира Его Императорского Величества

Наследие Фаберже: как петербургские мастера 110 лет берегут традиции ювелира Его Императорского Величества

В 1885 году мастера дома Карла Фаберже по заказу императора Александра III изготовили подарок для его супруги Марии Федоровны – яйцо из драгоценных металлов и матовой эмали, которая имитировала яичную скорлупу. Изделие стало визитной карточкой компании – сейчас известно как минимум о 71 яйце, созданном в доме Фаберже. Их главная ценность заключается не в камнях и не в золоте, а в уникальных технологиях. Одна из них – эмалево-филигранная. Ее уже более 100 лет хранят в Санкт-Петербурге и успешно используют в современных ювелирных изделиях – от сережки до ложки.

СПРАВКА: Карл Фаберже – русский ювелир. Родился в Петербурге, много путешествовал по Европе, где учился у лучших мастеров: ювелирному искусству в Германии, экономике во Франции, работе с драгоценными металлами у венецианцев, камнерезному делу у саксонцев, а эмали у французов. Уже в 24 года возглавил ювелирную фирму отца. У него четверо сыновей, которые продолжили династию ювелиров.

Драгоценная чашка

Сегодня эмалево-филигранную технологию используют при изготовлении столовых приборов. Эти чашки, блюдца, ложки и вилки не просто посуда – а произведения искусства.

СПРАВКА: Филигрань – ювелирная техника, когда на металлическом фоне из проволоки создаются ажурные узоры. Толщина нити может быть любой, она изготавливается из драгоценного металла и закрепляется на поверхности с помощью клея и пайки.

Начинается все с эскиза. Будущее изделие рождается на бумаге, потом рисунок «переезжает» в компьютер, а уже после – образец печатают на 3D принтере. Затем ювелиры изготавливают пробный экземпляр, который отливают в металле – латуни или серебре, рассказывает заместитель начальника ювелирного производства Любовь Кутенева:

«На нем мы отрабатываем все шероховатости. Потому что нужно учесть, если это изделие еще и состоит из нескольких таких восковых деталей, как они между собой соединятся. И далее уже происходит окончательная доработка всех соединений, всех узлов. Потому что чисто внешне бывает, что художники нарисовали, и даже в 3D они не до конца все нюансы увидели. А когда в металле все детали совпали, то тогда уже приходят и смотрят – где что надо доделать».

Такой «пробник» экономит силы мастеров и материалы. Когда и художников и ювелиров все устраивает, делают эталон – финальный образец. Его изготавливают уже из того металла, в котором задумали авторы. И только после запускают в серийное производство.

Черная работа

Драгоценная кухонная утварь рождается в шуме, среди тисков и металлических стружек. Ее штампуют, вытягивают и даже выдавливают на разных агрегатах. Процесс больше похож на производство... деталей для трактора, например.

Мастер ротационной вытяжки Виктор Боболович рассказывает и показывает свой рабочий инвентарь:

«Это вообще токарный деревообрабатывающий станок, приспособленный под давку. Это все шубера разной формы для разной подрезки. А это давильники, которыми я непосредственно металл накладываю на оправку. Этот поменьше, этот для более крупных изделий. Этот для формирования всяких выемок».

Виктор Боболович 37 лет раскатывает из тонких шайб серебра кружки и тарелки, кубки и вазы. Со стороны его движения кажутся брутальными. Но с металлом мастер обращается нежно – здесь важно не перестараться, не передавить, иначе будет брак.

«За то время, которое я здесь работаю – ничего не изменилось, – делится мастер. – И вообще, процесс давки, я думаю, не меняется уже столетиями. Меняется только привод станков. Когда-то их крутили, наверное, мельницы водяные. Но сейчас крутят моторы. У моего учителя, когда он работал, стоял в коридоре один мотор на много участков, были ременные из настоящей кожи передачи и один мотор крутил кучу станков. Я этого уже не застал».

Затем заготовку шлифуют, полируют и отправляют филигранщикам.

Металлическое кружево

У филигранщиц в цехе очень тихо. Если прислушаться, кажется, слышно только дыхание мастериц.

Здесь требуется недюжинное терпение, аккуратность, сноровка. А еще – короткие натуральные ногти. Ювелир-филигранщик Нина Гаврилюк из серебряной проволоки вырезает и складывает будущие лепестки, бутоны и листья. Быстро орудует тонким пинцетом. Чтобы так же ловко собирать элементы узора, делится мастерица, нужны месяцы тренировки:

«Когда приходят ученики, в первую очередь они учатся делать детали. Потому что это очень сложно. А потом им уже дают делать изделия».

СПРАВКА: Считается, что филигрань появилась сначала в Египте. Технику подсмотрели греки, затем финикийцы и индийцы. А позже она появилась и на Руси. Отдельным видом ювелирного искусства филигрань, или как ее еще называли, скань, стала после XVII века.

Каждый элемент сначала приклеивают, затем готовый орнамент посыпается припоем и подвергается сварке. На одно изделие может уйти от нескольких дней до нескольких недель – все зависит от сложности и объема рисунка. После к посуде крепятся при необходимости ручки, подставки и другие элементы.

Игра цвета

Когда изделие полностью собрано, его снова чистят, полируют и передают в руки мастеров по эмали. Здесь чашки, блюдца и столовые приборы обретают индивидуальность.

Украшать вещи яркими пигментами человек научился еще в XV веке до нашей эры. Сегодня, как и тогда – на металл наплавляют стекло. Только уже в виде порошка. Красящий слой, смешанный с водой, наносят на поверхность с помощью бедрашпица – изящного инструмента. У него два наконечника – узкий и широкий. А ручка закручена в спираль. Мастер заполняет составом каждую «клеточку» рисунка, а затем убирает излишки влаги. Остается только запечь эмаль – чтобы не сбежала.

СПРАВКА: От цвета эмали зависит, при какой температуре ее будут обжигать. Диапазон колеблется от 700 до 900 градусов Цельсия. Во время запекания оттенок меняется, но по мере остывания становится прежним. А еще красящий слой подвергается усадке, поэтому у готового изделия лучше видны металлические перегородки ячеек.

Наследие Фаберже: как петербургские мастера 110 лет берегут традиции ювелира Его Императорского Величества
Каждый этап производства – начиная с заготовки и заканчивая готовым изделием – под строгим надзором собственной службы контроля качества.

«Мы проверяем все с нуля, – объясняет специалист по качеству Елена Гокина. – В данной ситуации сначала обращаем внимание на эмаль, на качество прокладки и эмали, потом на покрытие, чтобы царапин не было. Чтобы удара нигде не было. Могут быть пузыри в прокладке эмали. Может быть и неровная поверхность, цвет не совпадать, согласно образцу. Это все мы учитываем при проверке».

Наследие Фаберже: как петербургские мастера 110 лет берегут традиции ювелира Его Императорского Величества
И так – с каждой фазой: сделали, проверили, отправили дальше. Такой подход помогает избежать брака.

Хранители

С тех пор как мастера дома Карла Фаберже изготовили первое сувенирное яйцо, прошло более 130 лет. За это время эмалево-филигранная технология почти не изменилась. Это по-прежнему ручной труд, где качество и красота изделия полностью зависят от мастерства ювелиров. Они бережно хранят секреты производства, чтобы спустя столетия ажурные узоры с яркими пятнами эмали радовали глаз.

Галерея

1927

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ:

Оставить комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь на портале или зарегистрируйтесь

ЭКСПО-ЮВЕЛИР / ЮВЕЛИР-ТЕХ РЕКОМЕНДУЮТ
Сидоровская ювелирная фабрика, бренд "KRASNOE" Сидоровская ювелирная фабрика, бренд "KRASNOE"
Ювелирный бренд «KRASNOE» производится на Сидоровской ювелирной фабрике.
ORTAGOLD ORTAGOLD
Кострома
Мы предлагаем широкий ассортимент ювелирных изделий, более 3000 моделей с использованием драгоценных, полудрагоценных и синтетических камней: кольца, серьги, браслеты, пирсинг.
Таилова Э.Г., ИП Таилова Э.Г., ИП
Махачкала
Производство и продажа браслетов, цепей, колец и сережек из золота В ассортименте большое количество изделий с драгоценными и полудрагоценными камнями
Adelfina Adelfina
Кострома
Производство ювелирных изделий из золота и серебра.
ДИАМТЭК, ООО ДИАМТЭК, ООО
Москва
Оптовая продажа природных и лабораторных бриллиантов CVD и HTHP

ПОДПИШИСЬ НА ЮВЕЛИРНЫЙ ВЕСТНИК

Введите имя и адрес электронной почты, чтобы подписаться на рассылку