Золотая революция в Китае

Золотая революция в Китае

С момента образования Нового Китая, то есть Китайской Народной Республики, и за несколько лет до появления Шанхайской биржи золота (Shanghai Gold Exchange) в стране действовала строгая система государственного контроля и регулирования операций с золотом.

С 1982 года Китай открыл рынок изделий из золота, а к 1992 году государство начало применять политику плавающей цены на желтый металл, в соответствии с которой стоимость золота на внутреннем рынке в течение определенного периода корректировались под влиянием изменений на международном рынке золота.

После официального открытия Шанхайской биржи золота 30 октября 2002 года в Китае был положен конец плановой системе покупки и распределения золота, действовавшей на протяжении нескольких десятилетий, и начался новый этап перехода от плановой к рыночной форме управления операциями с золотом.

По прошествии 8 лет c начала работы ШБЗ и путем постепенного отхода от плановых закупок золота и открытия операций с драгоценным металлом для частного сектора, Китай стал шаг за шагом углублять реформы в индустрии золота, чтобы добиться «синхронизации» внутреннего и международного рынков. И, наконец, это случилось: 3 августа 2010 года Народный банк Китая выпустил «Предложения по стимулированию развития рынка золота», которые открыто выражают намерения Китая в отношении снятия или смягчения ограничений по операциям с золотом. Об этом наперебой пишут многие авторитетные китайские и зарубежные издания.

Онлайн медиа-портал 24k99.com, освещающий местный и международные рынки драгоценных металлов: «Предложения по стимулированию развития рынка золота» утверждают, что на основе потребностей рынка будет увеличиваться число коммерческих банков, имеющих право проведения экспортно-импортных операций с золотом. Государство будет поощрять и направлять коммерческие банки в осуществлении операций с деривативами (производными финансовыми инструментами) на золото, номинированными в китайских юанях». В заявлении центрального банка Китая также говорится, что банкам может быть позволено хеджировать свои зарубежные позиции по золоту с целью стимулирования торговли юаневыми деривативами.

Другое китайское издание -  Financial News - процитировало высказывание старшего аналитика Industrial Bank Цзяна Шу (Jiang Shu): «Предложения сформулировали проект развития внутреннего китайского рынка золота на будущие десять лет не только со стратегической позиции, но и с точки зрения конкретных действий для его осуществления». Одними из наиболее значимых пунктов, обозначенных «Предложениями» представляются:

  • Принятие мер для скорейшей разработки и введения законодательно-правовой базы по регулированию рынка золота, продвижение принятия «Положения о регулировании рынка золота», формирование и вступление в силу инструкций по управлению экспортом и импортом золота и изделий из него, усиление регулирования финансовых институтов в сфере операций с золотом.
  • Золото без НДС: благоприятная фискальная политика, проводимая на Шанхайской бирже золота и Шанхайской фьючерсной бирже, пока останется без изменений. Это означает, что налог на добавленную стоимость, которым золото облагается по ставке 17%, будет при купле-продаже золота на этих биржах возвращаться в полном объеме. Вопрос: если налог все равно возвращают в полном объеме, то почему бы его не отменить тогда совсем? На протяжении 14 лет золото в Китае действительно причислялось к товарам, не подлежащим обложению НДС. С появлением ШФБ и ШБЗ, призванными организовать обращение золота и других драгоценных металлов и бороться с мошенническими действиями в области операций с ними, налоговая политика изменилась. В соответствии с нормативными актами Главного налогового управления КНР, 17% НДС на золото возвращается участникам ШФБ и ШБЗ после совершения сделки и на основании выписанных биржами документов. То есть, золото фактически остается без НДС, но только для тех, кто играет по правилам. Аналитик Цзян Шу считает, что политика возврата 17% НДС на золото – это большое преимущество, которое демонстрирует государственную поддержку в этой сфере. Помимо этого, биржи изучат возможность по улучшению налогового режима для золотых продуктов инвестиционного назначения и по операциям с золотом коммерческих банков.
  • Китайские власти продолжат открывать торговлю золотом для иностранных компаний и увеличат число иностранных членов на Шанхайской бирже золота. Китай – крупнейший производитель золота. В последние 20 лет КНР обеспечила весь мир товарами собственного производства, а теперь, похоже, пришел черед китайского золота.

В результате комплексных изменений рынок золота в Китае станет более открытым и привлекательным для международного сообщества. Процессы реформирования рынка золота в Китае во многом созвучны с формированием новой политики протекционизма в области добычи, производства, внутреннего обращения и экспорта золота в России. Для российских коммерческих банков перспективы проведения данных реформ определены прежде всего расширением возможностей организации и развития новых в отечественной финансовой системе направлений банковского бизнеса, связанных с золотом как финансовым инструментом, пишет И. Шишкин  в статье «О госрегулировании операций с золотом», опубликованной в Вестнике золотопромышленника.

И все же у Китая свой путь и одно существенное отличие от российской действительности: уже сейчас огромные накопления, аккумулированные китайским средним классом, активными темпами перетекают из сферы инвестиций в недвижимость в сферу инвестиций в золото. Чтобы заметить эту тенденцию, достаточно посетить несколько китайских ювелирных выставок и лично увидеть стопки золотых слитков, которыми заставлены стенды многих известных ювелирных компаний и оживленное приценивание к ним посетителей.

Слиток можно купить, даже не выходя из дома, через Интернет с доставкой на дом. Более того, «использование онлайн платформ для проведения инвест-операций с золотом становится новым мейнстримом на рынке золота в Китае». Как рассказал заместитель председателя Китайской ассоциации золота Ван Шэнбинь (Wang Shengbin), «в Китае насчитывается уже несколько десятков компаний, работающих в сфере золотых инвестиций, у которых есть собственные площадки для осуществления операций онлайн», - говорится в сообщении официального отраслевого агентства gold.org.cn.

По данным Financial Times, в прошлом году китайские инвесторы приобрели 73 тонны золота по сравнению с 18 тоннами в предыдущем году. Это прирост на 315% со стороны инвесторов из частного сектора - внушительная цифра. По мнению аналитиков, пишет IBT Commodities, то, что сейчас происходит в Китае, можно охарактеризовать как процесс перетекания огромных капиталов из рынка недвижимости в рынок золота. В последние несколько лет цены на недвижимость в крупных городах стремительно увеличивались и стали сопоставимы с ценами в мировых мегаполисах. Инвесторы по недвижимости заработали на восходящей тенденции крупные деньги, но сейчас их беспокоит политика государства, направленная на охлаждение этого рынка с целью предотвращения перегрева и повторения очередного ценового пузыря. Теперь золото стало для масс наиболее привлекательным и надежным инвестиционным продуктом, и это способно взвинтить его цену еще выше.

До настоящего времени Индия оставалась вне конкуренции по объему потребительского рынка золота со своим населением, численность которого приближается к 1 млрд человек, готовых покупать золотой металл по любым религиозным праздникам и особым случаям. Китай наблюдал за непревзойденной золотой мощью Индии, однако до поры до времени не поощрял свободное приобретение золота на своем рынке. Однако в то время как цены на золото каждый день соревнуются в установлении новых рекордов, а мировые товарные и  финансовые рынки пока не восстановились, Китай с присущей ему мудростью пересмотрел свою политику в отношении золота. Результаты можно заметить уже сейчас.

Постепенная либерализация законодательства Китая, регулирующего капитальные операции, операции с производными финансовыми инструментами, а также валютный контроль, может привести к непредсказуемым последствиям. Китай является крупнейшим в мире поставщиком золота и вторым по величине его потребителем после Индии. Однако здесь нужно учесть несколько факторов:

1.  По разным оценкам ВВП на душу населения в 2009 году составил в Индии около 1000 долларов США, а в Китае – 3600 долларов США, то есть в 3 с лишним раза больше. Конечно, ВВП на душу населения не может служить достоверным индикатором благосостояния населения, но общее представление дать очень даже может.

2.  В 2008 году в Китае коэффициент сбережений населения к ВВП был почти 52%, согласно информации члена комитета монетарной политики Народного банка Китая Фань Гана (People's Bank Monetary Policy Committee Member Fan Gang). А по данным Всемирного Банка, в начале 2000-х годов коэффициент сбережений населения Индии едва ли достигал 25% и был ниже, чем у пяти азиатских тигров -  Китая, Малайзии, Южной Кореи, Таиланда и Индонезии – в 80-е годы 20 века. Некоторые индийские аналитики дают оптимистичный прогноз, что в настоящее время показатель накоплений в Индии уже составляет 38% и к 2030 году достигнет 45%.

Даже если этот сценарий воплотится в жизнь, Индия не сможет соревноваться с Китаем в золотой гонке, если правительство продолжит либерализацию рынка золота, а у населения закрепится тенденция хранить деньги в золоте в разных его формах.  В конце концов, желтый в Китае - цвет счастья и благосостояния.

Ольга Пацева,

редактор Азиатского бюро Rough&Polished в Шанхае
Источник: Rough&Polished
3764

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ: