Бриллианты не навсегда

Управление по доходам Зимбабве (Zimbabwe Revenue Authority, ZIMRA) – как кость в горле для местных компаний, так как агентство по сбору налогов устраивает осаду фирм, ворующих даже пенни, которое они ему должны, с целью поддержания работы правительства, сообщает Financial Gazette в Хараре.

Раздражение, конечно же, присутствует, и направлено оно на ZIMRA. Для того чтобы казначейство могло свести баланс, оно должно обеспечить поступление в казну доходов, так остро необходимых для финансирования устаревшей финансово-бюджетной системы правительства.

При раздутом кабинете, состоящем более чем из 66 министров, 19 или около того заместителей министров и 10 губернаторов провинций в стране с населением всего лишь 12 миллионов человек, совсем нетрудно увидеть, что талии членов правительства слишком велики для размера находящейся в бедственном положении экономики Зимбабве.

Со скромного запланированного дохода в US 1 млрд долларов в 2009 году, казначейство сейчас подняло планку бюджета до US 4 млрд долларов. Одно это уже дает представление о том давлении, которое должно вынести ZIMRA, чтобы дать правительству выжить.

В первом квартале налоговые власти сообщали о положительных показателях, хотя было очевидно, что состояние экономики страны ухудшается. Из-за безумных разговоров о выборах, предстоящих в этом году, непомерно высоких эксплуатационных расходов и сомнительных кампаний в поддержку расширения участия чёрного большинства в экономике, которые отпугивают инвесторов, экономика Зимбабве сильно пострадала и испытывает ненужные удары.

Несмотря на все это, общая сумма сборов ZIMRA за три месяца, включая март, составляет US 773,7 млн долларов против запланированных US 715,4 млн долларов, что на восемь процентов выше. Чистый объем сборов доведен до US 723,9 млн долларов, что на 1,2 процента выше.

Но сохраняется вызывающая беспокойство тенденция, при которой имеют вес косвенные налоги, составляющие львиную долю доходов.

Налог на добавленную стоимость (НДС) принес 292,7 млн долларов или 38 процентов от общей суммы сборов, из которых акцизный сбор и таможенные пошлины составили US 177,4 млн долларов (23 процента от валового объема). Налоги на частных лиц дали 19 процентов от общей суммы.

Хотя мы должны снять шляпы перед ZIMRA за их огромные усилия, необходимо отметить, что улучшение показателей доходов ни в коем случае не означает, что все хорошо в экономике страны. Все распадается, и компании, являющиеся источником жизненной силы, находятся на грани закрытия.

Неспособность обычных компаний принять участие в Зимбабвийской международной торговой ярмарке подтверждает, какое бремя испытывает экономика.

Но так как налоги, пенсии и взносы в Национальное управление социальной защиты являются обязательными по закону платежами, которые должны оплачиваться, будь то град, гром или яркое солнце, большинство компаний отказывается перечислять другие важные платежи, дабы соблюдать законы, даже если это угрожает их существованию: несоблюдение налогового законодательства приводит к суровым наказаниям, которые могут привести компанию-нарушителя к разорению.

Ситуация такая, что большинство компаний имеет серьезные задолженности по выплате заработной платы, и им трудно выполнять платежи своим поставщикам, что скоро скажется и на ZIMRA.

Хотя изменение НДС тоже является результатом пересмотра в сторону повышения беспошлинного порога и проводящегося в настоящее время пересмотра заработной платы, тот факт, что 46 процентов дохода поступает от импорта, является явным признаком высокого уровня потребления, что сокращает и так небольшой приток иностранной валюты в экономику.

Кроме усугубления кризиса с ликвидностью, который обрушил процентные ставки ниже допустимого, ограниченное использование мощностей в промышленности также плохо сказывается на будущем страны.

Недостаточная эффективность системы уплаты подоходного налога одновременно с получением зарплаты также свидетельствует о быстром уходе экономики в неофициальный сектор. ZIMRA должна найти пути обложения налогом этой теневой экономики во избежание появления финансовых трудностей у неустойчивых компаний, которые могут привести к их исчезновению.

Одним быстрым способом разблокировки ликвидности, имеющей важное значение для ZIMRA и нации в целом, является стимулирование полного использования доходов, отчетности и прозрачности при продаже алмазов со спорных месторождений Маранге (Marange).

В настоящее время нет открытости в отчетности по продажам алмазов, поэтому Кимберлийский процесс всегда выискивает обоснования для возбуждения дела против Зимбабве.

Завеса секретности, окружающая то, что делают Mbada Diamonds, Marange Resources, Anjin и другие компании, имеющие лицензии на ведение горной добычи на месторождении Маранге, вызывает удивление. У Тендаи Бити (Tendai Biti), министра финансов, тоже вызывает негодование неэффективность алмазного сектора, который по-прежнему не выполняет поставленные задачи по формированию доходов.

Неясность вокруг того, как ведутся дела на месторождении Чиадзва (Chiadzwa), оставляет место домыслам о том, что могут быть отдельные лица, набивающие свои карманы, в то время как остальные зимбабвийцы прозябают в крайней нужде.

Насколько нам известно, Оберт Мпофу (Obert Mpofu), министр горнодобывающей промышленности, однажды сказал, что у страны есть потенциал получать доход от алмазов в размере US$2 млрд каждый год. Это огромная сумма, способная финансировать половину национального бюджета страны.

Но судя по тому, что мы слышим, очень малая часть доходов от алмазов поступает в хранилища Казначейства, хотя компании, ведущие горную добычу на рудниках Маранге, работают круглые сутки 7 дней в неделю. Нет ни прогнозов о том, через сколько лет страна исчерпает ресурсы, ни данных об оцененных запасах в недрах алмазных месторождений Чиадзва.

Необходимо также провести детальную разбивку показателей доходов ZIMRA, чтобы налогоплательщики поняли, у кого какой вклад. Мы говорим об этом потому, что другие секторы заработали себе хорошую репутацию за прозрачное ведение своего бизнеса.

Например, Комиссия по маркетингу в табачной промышленности (Tobacco Industry Marketing Board) может показать число тюков золотистых листьев, проданных с аукционных площадок в течение сезона продажи табака, показать доход, полученный от продажи табака и суммы выплаченных налогов. Аналогичным образом Зимбабвийская фондовая биржа (Zimbabwe Stock Exchange) также ведет свой бизнес в соответствии с лучшей мировой практикой. Фактически, ее торговые сезоны открыты для общественности, и при закрытии мероприятия акционерам предоставляются развернутые таблицы, показывающие, какой была торговля на рынке в каждый отдельный день.

То же самое делается в отношении торговли на товарной бирже, где сделки проводятся открыто.

В банковском секторе Резервный банк Зимбабве (Reserve Bank of Zimbabwe) тоже осуществляет строгий контроль над банками, и информация о том, как банки торговали, ежедневно предоставляется в центральный банк.

Правительству тоже нужно еще приложить дополнительные усилия и показать общественности вклад от всех ключевых экономических секторов, включая алмазную отрасль.

В своем фильме «Бриллианты навсегда» (1971), основанном на одноименной повести Яна Флеминга, написанной в 1956 году, Джеймс Бонд выдает себя за контрабандиста алмазами, проникшего в среду контрабандистов, и вскоре раскрывает заговор своего старого заклятого врага, Блофельда, пытавшегося использовать алмазы для создания гигантского лазера. Хотя мы ни в коем случае не заявляем, что кто-то может использовать доходы от алмазов на бесполезные дела, народу следует напомнить, что запасы драгоценных камней в Маранге не являются бесконечными: нам нужно их добывать и мудро использовать доход, иначе иностранцы и ряд алчных людей могут истощить их запасы без выгоды для большинства зимбабвийцев.

Может, есть необходимость в объявлении амнистии, чтобы избавить от страха тех влиятельных граждан, которые, возможно, нарушали закон и собираются потянуть вниз за собой всю страну.
Источник: Rough&Polished
2596

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ: