Параллельный импорт: первый нокдаун

Швейцарский производитель часов Longines Watch Co. Выиграл в первой инстанции иск к петербургскому часовому интернет-магазину Bestwatch.ru и взыскал рекордный на сегодня размер компенсации за использование товарного знака — 3 млн рублей. Если это решение устоит в вышестоящих инстанциях, параллельным импортерам в России придется туго

Помериться часами
Longines Watch Co. — один из крупнейших в Швейцарии производителей часов. Компания, существующая с 1832 года, является традиционным партнером международных спортивных федераций: она десятилетиями работала в качестве официального хронометриста чемпионатов мира по различным видам спорта. Часы Longines продаются в 130 странах мира.
Компания Longines входит в состав группы The Swatch Group S.A. — ведущего мирового производителя часов и сопутствующих товаров, оборот которого в 2010 году составил 5,1 млрд евро.
В линейку брендов Swatch Group помимо Longinesвходят также Breguet, Blancpain, Glashutte Original, JaquetDroz, LeonHatot, Tiffany & Co., Omega, Rado, Union Glashutte, Tissot, Balmain, Certina, Mido, Hamilton, Swatch, FlikFlak, Endura и Tourbillon.
В России Longines сотрудничает с несколькими сотнями официальных дилеров в 50 городах.Только в Петербурге официально Longines можно купить в 20 магазинах, включая монобрендовыйбутик на Невском проспекте.
Bestwatch.ru — второй по величине в России интернет-магазин часов и аксессуаров. Компания, существующая с 1999 года, продает через свой сайт около 25 тысяч наименований часов швейцарских, японских, российских и азиатских производителей. Число своих покупателей за все время работы фирма оценивает в 50 000 человек.
Решение суда
Иск к ООО «Бествотч.ру» компания Longines подала в Арбитражный суд Петербурга и Ленобластив июне 2011 года. Изначально швейцарцы требовали взыскать с ответчика 5,1 млн рублей компенсации, а помимо запрета на ввоз и продажу часовLongines требовали также изъять и уничтожить всю ввезенную и продаваемую Bestwatch продукцию, имеющую товарный знак Longines. На последнем заседании Арбитражного суда истец отказался от требования конфискации и уничтожения.
В результате 7 ноября 2011 года суд удовлетворил иск Longines и запретил магазину Bestwatch.ruпродавать на территории Российской Федерации без согласия Longines Watch Co. товары с размещенным на них товарным знаком Longines, а такжеввозить и хранить их для целей продажи. Крометого, продавец обязан будет заплатить 3,1 млн рублейкомпенсации за использование товарного знака Longines.
Московский адвокат Виктор Гербутов, партнермеждународной юридической фирмы «Нерр ипартнеры», представлявший интересы Longines в суде, отказался от официальных комментариев, объяснив, что не уполномочен давать их.
Представитель ООО «Бествотч.ру» Марина Быкова также не стала комментировать ситуацию и даже отказалась сообщать, будет ли фирма обжаловать решение суда в апелляции. Впрочем, догадаться на этот счет немудрено: апелляционная жалоба — единственная возможность для магазина отсрочить вступление в силу этого решения и за это время сбыть остающиесяна складах часы Longines. Распродажа идет полным ходом: едва иск поступил в арбитраж, цены на всю линейку этой марки были снижены на 25–30%, а теперь, судя по данным сайта Bestwatch.ru, скидки достигают и 40%.

Контрафакт и параллель
Ограничения на параллельный импорт в российском законодательстве появились в 2002 году. В КОАП появилась статья 14.10, позволяющая таможне конфисковать контрафактный товар, а в Гражданском кодексе — статья 1487, позволяющая правообладателю товарного знака разрешать или запрещать ввоз в Россию своего товара.
Наиболее простой и необременительный способ — административный — сразу вызвал интерес у правообладателей. В 2007 году по заявлению компании «Порше руссланд» таможенники признали контрафактным и конфисковали ввезенный в Россию из Германии бывший в употреблении Porsche Cayenne 2005 года выпуска. Ввозившая машину московская фирма «Генезис» обжаловала постановление таможни о конфискации в арбитраже Москвы, но тот в иске отказал. Решение устояло в апелляции и кассации.
Но «Генезис» не сдавался и обратился в Высший арбитражный суд. К тому времени дискуссия о контрафакте в юридических кругах страны достигла апогея, и постановления надзорной инстанции все ждали, затаив дыхание.
Высший арбитражный суд РФ признал: автомобиль произведен на заводе «Порше», и деньги за него производитель получил от первого покупателя. Поэтому контрафактным товар не является, и конфисковать его нельзя. Тем не менее правообладатель может обратиться в арбитражный суд с иском о взыскании компенсации за использование товарного знака.
После этого по аналогичному иску в петербургском арбитраже проиграл официальный представитель  автоконцерна BMW, по чьему заявлению петербургская акцизная таможня конфисковала у фирмы «Грегорис Карс» ввезенный в 2008 году BMW X5 2007 года выпуска. Машину вернули параллельному импортеру, и больше таможня конфискацией подержанных автомобилей не промышляла.
Правообладатели последовали совету ВАСРФ и стали обращаться в гражданские суды с исками к параллельным импортерам. Они требовали судебного запрета на ввоз и продажу их товаров без их разрешения и взыскания компенсации за использование товарного знака.
В Москве такой иск первым подал японский производитель амортизаторов Kayaba. Но он проиграл суды в двух инстанциях, а дальше бороться не стал. И теперь в московском арбитраже параллельные импортеры свои дела выигрывают.
Однако в 2010 году диаметрально противоположного решения добился немецкий производитель спецодежды UVEX: по его иску Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти запретил ЗАО «ФАП» ввозить в страну товары с этим логотипом, а также взыскал с фирмы 100 тыс. рублей за то, что она без ведома правообладателя ввезла и продала в России 550 строительных касок и 5 тыс. пар защитных очков. Это решение устояло в кассации, после чего в Петербурге сложилась практика в пользу правообладателей.

Прецедент
Между тем, по мнению эксперта, патентного поверенного юридической фирмы «Городисский и партнеры»  Виктора Станковского, даже для Петербурга решение суда по иску Longines — прецедентное. Дело в том, что размер компенсации в 3 млн рублей — это рекорд в существующей сегодня судебной практике по параллельному импорту. «Максимум, который был, — это один миллион рублей, а в основном суды взыскивали десятки или, в лучшем случае, сотни тысяч», — говорит эксперт.
Рано или поздно одно из дел по параллельному импорту дойдет до Высшего арбитражного суда, говорят эксперты. Тогда и будет окончательно поставлена точка в этом долгоиграющем споре.
Между тем о своей позиции по параллельному импорту в 2011 году заявила Федеральная антимонопольная служба России. Летом этого года ФАС направила в правительство страны проект поправок к Гражданскому кодексу, предусматривающих изменение статьи 1487. Антимонопольная служба предложила поправить статью 1487 Гражданского кодекса, изменив региональный принцип исчерпания прав на международный. При региональном принципе, действующем во многих странах Европы, продажи брендированной продукции другими лицами допускаются лишь с разрешения правообладателя. Вместе с тем в США, Великобритании, Канаде и  других странах действует международный ринцип, согласно которому правообладатель теряет исключительное право на продукцию сразу после ее продажи.
Между тем этот законопроект встретил резкое недовольство со стороны сразу нескольких отраслевых ассоциаций, объединяющих крупные транснациональные корпорации. Лоббисты заявили, что такие поправки резко снизят инвестиционную привлекательность нашей страны и приведут к наводнению рынка контрафактом. В результате, как сообщили корреспонденту «JUNWEX Watch» в пресс-службе ФАС, на последнем совещании у первого вице-премьера правительства РФ Игоря Шувалова было принято решение отправить законопроект на доработку в ФАС до весны 2012 года.
Так что, выходит, окончательное решение вопроса законности параллельного импорта в России откладывается в очередной раз. Не исключено, что оно будет приниматься уже при новом президенте страны.
Впрочем, выборы, возможно, не единственная причина нерешительности властей в принятии столь важного законопроекта. Не исключено, что точки над i будут расставлены после вступления России в ВТО, где состоят страны, исповедующие как региональный, так и международный принципы исчерпания прав. И Россия определится, с кем ей быть, уже будучи полноправным членом ВТО и вкусив всех ее плюсов и минусов…
 
Источник: журнал "Junwex-Watch", №2'2011
4439

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ: