Стиль модерн в настоящий момент можно признать самым популярным ювелирным направлением: редчайший случай, ведь модерн — как когда-то новое и авторское искусство — давно не привлекал к себе внимания.
Ювелирные украшения эпохи модерна — вещи, подчеркнуто не фабричные, единичные, с уникальными камнями и необычными формами, казалось, навеки застыли в музейных залах Лувра или же прекрасной музейной экспозиции немецкого города ювелиров Пфорцхайм (в этом музее представлены отличные вещи самого Лалика). Из великих парижских ювелирных имен ар-нуво — Фуке, Вебера, Лалика — история сохранила только имя Рене Лалика. Однако современный дом Lalique долгое время не мог порадовать значительными творческими свершениями в области ювелирного искусства.В 2010 году в качестве главного дизайнера в Lalique пришел работать молодой и отчаянный парень — Квентин Обадиа. Этот 36-летний бельгиец прошел суровую школу дизайна в великой французской ювелирной марке Boucheron: именно его перу принадлежат знаменитые бриллиантовые лебеди (колье, кольца, броши и серьги) дома. Квентин Обадиа намерен возродить ювелирное искусство Рене Лалика, в том числе и в самом высоком сегменте — haute joaillerie. В рамках прошедшей Базельской ювелирно-часовой выставки дом Lalique показал шесть новых ювелирных коллекций — и самым удивительным собранием стоит признать собрание гребней, названное "1888".
Все украшения для волос "1888" были инспирированы аналогичными работами самого Рене Лалика — диадемами "Орхидея Каттлея" (1903-1904) и "Кузнечики" (1902-1903); гребнями "Влюбленные ласточки" (1906-1908), "Жук и папоротник" (1902-1903), "Волосы Вероники" (1902), "Ветка молодой ивы" (1903-1904), "Пейзаж" (1899-1900), "Гвоздика турецкая" (1902-1903), "Шмели и зонтичные соцветия" (1901-1902), "Охота" (1902-1903); а также шпилькой для волос "Ангелы" (1902-1903). Речь идет не только о стилистическом сходстве — причудливых формах, героях (павлин, перья, феникс), но и о материалах. Это рог, цветная эмаль, серебро, лак, бирюза плюс классические камни — разноцветные сапфиры, бриллианты, а также мандариновые гранаты.
Хорошо известно, что Луи Картье, ювелир, коллекционер и рисовальщик, один из трех великих братьев Картье (два других — Пьер и Жак), придумал свой стиль — "гирлянда" — именно как противовес модерну. "Гирлянда" — белоснежный стиль, отсылающий к придворному искусству Франции XVIII века, стиль очень дисциплинированный, классический, если не сказать музейный. В стиле "гирлянда" имеет значение не только однотонность украшения (вот почему выбираются только белые материалы — платина, бриллианты, жемчуг, золото), но и строгая подтянутая форма. В модерне — все ровно наоборот. Здесь непривычные цвета — лиловый, зеленый, фиолетовый, желтый, оранжевый, серый, черный. А также необычные материалы — лак, рог, опалы, сердолик, стекло, слюда, барочный жемчуг, хрусталь, слоновая кость, сталь, камыш. Не востребованные для производства высоких драгоценностей техники — витражная эмаль, чеканка, гравировки, гильоше, прессование.
Разумеется, современные гребни Lalique, придуманные Квентином Обадиа, более лаконичны и просты, чем их предки. Однако на наш взгляд, необходимо только приветствовать эти начинания: ведь именно модерн как авторское искусство сможет противостоять штампованным коммерческим драгоценностям.
Оставить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий,
зарегистрируйтесь или войдите через соц. сети