Как сделать ювелирное дело искусством?

В области дизайна ювелирных изделий в России давно обозначился серьезный кризис. Дизайнеры увлеклись комбинированием простых форм, которые даже в сочетании с драгоценными металлами и дорогими камнями выглядят слишком примитивно, можно даже сказать – безвкусно. Ювелирное дело словно потеряло свою высшую форму – ювелирное искусство, и никак не желает ее найти.

В области дизайна ювелирных изделий в России давно обозначился серьезный кризис. Дизайнеры увлеклись комбинированием простых форм, которые даже в сочетании с драгоценными металлами и дорогими камнями выглядят слишком примитивно, можно даже сказать – безвкусно. Ювелирное дело словно потеряло свою высшую форму – ювелирное искусство, и никак не желает ее найти.

Века развития до поры до времени только продвигали вперед искусство ювелиров, но остановка произошла в самом неожиданном месте: высокие технологии, вместо того, чтобы обогатить ювелирное искусство новыми возможностями, выхолостили его, лишили идей и мыслей. Перестав служить прекрасному, ювелиры превратили себя в обычных ремесленников, основной идеей которых стало расширение бизнеса.

Как говорят эксперты по современному искусству, смысл творчества современных художников – совместить свою работу с человеком. Получается совмещение человека и автомобиля, человека и дома, человека и украшений. Но разве нельзя создать самостоятельное, не привязанное к человеку произведение искусства? О старинных бриллиантах и драгоценностях потому и рассказывали легенды, что это были почти одушевленные предметы – со своими склонностями, особенностями, даже характером. Можно ли сказать такое о любом образце современного ювелирного производства?

Скорее всего, ценности не были переоценены, они были заменены, фальсифицированы. Творцами стали называть себя люди, которые едва ли смогли бы даже стать хорошими малярами. Нынешние дизайнеры не используют богатейший пласт опыта, накопленного поколениями ювелиров, и сегодня обычные люди не могут понять всю гениальность того или иного шедевра без подсказки искусствоведа. Вот уже много лет люди, которые за деньги готовы на что угодно, убеждают нас в безупречной правильности такого подхода. Имена их обладают авторитетом, и спорить порой трудно. Продуманная рекламная политика и высокий технологический уровень, которым обладает современная ювелирная промышленность, заставили многих думать, что продаваемая сегодня продукция – это и есть образец современного искусства ювелиров.

При этом современный дизайн, исходным предназначением которого было донести искусство до людей, не желает выполнять эту роль. Все свелось к распиливанию ювелирного рынка на три части: для богатых – единичные экземпляры, для среднего класса - изделия из бутиков, представляющие “доступную” часть брендовых коллекций и “для остальных” – бесчисленные ювелирные магазины, заваленные уже откровенным кичем.

При этом самое поразительное, что покупателю нечего выбрать. Как ни пытаются расширить ассортимент ювелирные магазины, эти усилия в основном бесполезны. Идея массового выпуска безликих украшений явно не оправдала себя. Видимое изобилие оборачивается полным отсутствием выбора.

Будущее ювелирного искусства зависит в первую очередь от дизайнеров, а эти люди все последние годы стоят перед тяжелым выбором: либо зарабатывать деньги и забыть про искусство, либо оставаться художником – и жить без гроша в кармане. Предприниматели, владеющие сегодня компаниями-производителями, просто не дают развивать самостоятельные дизайнерские идеи, им это не нужно. Предпринимателей вполне устраивают кое-как сделанные копии зарубежных мастеров, которые, вообще говоря, тоже не всегда представляют собой образец для подражания.

За все эти годы государство не проявило никакого интереса к проблемам развития российского искусства ювелиров, хотя известно, что лучшие образцы этого искусства – лицо страны, по которому судят и о народе. Сегодня требуется изменить этот безответственный подход.

Ювелирная промышленность страдает и от непрофессионализма современных дизайнеров, незнания ими многих особенностей ювелирного дела, которое приводит к созданию проектов, которые вообще нельзя нормально производить. Российские дизайнеры словно задались целью повторить ошибки, которые еще в 70-х годах прошлого века совершали финские ювелиры.

Другой нелепой ошибкой нынешних дизайнеров остается слепое преклонение перед иностранными брендами. Странно, но сегодня дизайнерам даже не приходит в голову зайти в музей и познакомиться там с выдающимися примерами ювелирного производства – видимо, открыть глянцевый каталог значительно проще! Между тем большинство идей, которые можно увидеть в таком каталоге, давно устарели, или вообще не предстваляют собой никакой ценности. Ювелирное искусство умирает – а бизнес организует ему шикарные похороны, сопровождаемые восторженными отчетами о расширении продаж и открытии новых филиалов с длинными рядами безликих побрякушек.

К счастью, таланты пока все еще сохранились и даже теперь кое-где, очень редко, но все-таки возможно увидеть робкие намеки на возрождение ювелирного искусства в России.

4237

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ: