На мировом рынке алмазного сырья, как всегда, скучать не приходится. De Beers предлагает новый контракт – упрощенный и с важными дополнениями, но все же вызывающий некоторые сомнения. АЛРОСА пытается защитить себя от возможных санкций США и Евросоюза, в то время как цены заслуживают отдельного разговора.
Изменение цен на товар De Beers
Выручка, полученная в результате третьего сайта De Beers, вполне приличная – она оценивается в 650-680 млн долларов. Цены на некоторые товары были повышены – в среднем на 3,5-4% – но осталось очень мало непроданного товара. Все это произошло на фоне некоторого снижения активности рынка, в связи с чем возникает вопрос – почему было куплено так много товара по завышенной цене, и мало кто от него отказался?
Повышение цен De Beers рассматривается как запоздалая реакция на высокую активность рынка в январе и феврале. Тогда De Beers оставила цены на прежнем уровне. Некоторые из ее клиентов считают, что если бы De Beers оставила цены неизменными и на третьем сайте, это способствовало бы стабилизации рынка и остановило бы – или, по крайней мере, ограничило бы – ежегодные сезонные колебания цен, которые растут в первом квартале года, немного снижаются в течение лета и еще больше падают в последние два месяца года.
По мнению опытных торговцев, мартовский рост цен нанес вред рынку, активность которого в то время начала уменьшаться. De Beers, напротив, считает, что, не повысив цены, она вызвала бы этим излишний ажиотаж и спекуляции перед повышением цен в апреле и мае. Но мы так и не узнаем, кто же был прав.
De Beers предлагает изменить контракт с сайтхолдерами в следующем контрактном периоде, исключив из него обширный опросник, известный как форма заявки на заключение контракта (Contract Proposal Questionnaire, CPQ). Без него все нынешние сайтхолдеры De Beers, скорее всего, останутся клиентами De Beers, и их поставки (сайты) останутся теми же.
Если Вы незнакомы с процессом поставок De Beers сайтхолдером, Вам нужно знать, что сайтхолдеры получают партии товара, известные как «боксы». В новом контракте De Beers предлагает лишать сайтхолдера поставок, если он откажется от того или иного бокса. Поскольку в настоящее время контракт находится на этапе консультаций, т.е. De Beers советуется со своими сайтхолдерами, прежде чем утвердить новый контракт, сайтхолдеры, зная об этой идее, не отказываются от боксов на данном этапе.
Результат тот, что теперь, при менее высоком спросе, излишке товара на рынке и повышенных ценах сайтхолдеры стараются запастись как можно большим количеством дорогого товара. Хотя международные сайтхолдеры (те, что получают «лондонский» сайт) отвергли очень мало товара, сообщалось и о том, что на региональных сайтах в алмазодобывающих странах было много отказов от товара. По одному сообщению, в Ботсване и Намибии целых 20% товара De Beers остались невостребованными.
Снижением спроса также объясняется тот факт, что сайтхолдеры заказали очень мало внепланового (дополнительного) товара. Здесь важно учесть, что в этом случае «снижение спроса» не означает снижения цен на весь ассортимент алмазного сырья, а лишь тот факт, что, как выразился один из покупателей, «мы достигли потолка», и цены не могут расти далее, поскольку цены на бриллианты делают такой рост невозможным.
Новый контракт с сайтхолдерами
Еще в прошлом году бывший генеральный директор Diamond Trade Company (DTC) Варда Шайн (Varda Shine) заявила, что новый контракт с сайтхолдерами не будет включать опросник CPQ, который был частью заявки на получение статуса сайтхолдера и помогал De Beers определить, кто получит сайт, какие товары будут включены в него и какой процент того или иного товара будет поставлен. Но, по мнению большинства, вопросы в CPQ были слишком назойливыми.
Теперь, после отмены CPQ, все нынешние сайтхолдеры смогут продлить срок действия своих контрактов (если не было крупных нарушений – таких, как нарушение требований о наилучшей практике ведения бизнеса (Best Practices Principles, BPP)). Проблема в том, что без CPQ De Beers не сможет адекватно оценить изменения в потребностях сайтхолдеров, и поэтому они, скорее всего, в дальнейшем будут получать одинаковые или очень похожие сайты. Некоторым клиентам компании это не нравится, поскольку они расширили свой бизнес и хотели бы получать более крупные сайты.
Кроме соблюдения BPP, будет приниматься во внимание потребительская активность клиентов в прошлом – внеплановые закупки, соответствие ITO и приобретения на аукционах. В этом случае ценовой предел в 3 млн долларов, установленный для того или иного бокса на аукционах De Beers (ранее Diamdel) может вырасти до гораздо более труднодостижимых 10 млн.
Финансовые требования
Важным компонентом нового контракта является более строгое соблюдение финансовых требований – De Beers намерена потребовать от сайтхолдеров соответствия более строгим Международным стандартам финансовой отчетности (International Financial Reporting Standards, IFRS).
Этого также требуют банки, финансирующие алмазную отрасль, в своем стремлении облегчить наблюдение за процессом движения предоставленных ими средств. В условиях растущей прозрачности, вступления в силу банковских стандартов Basel III, повышения стоимости кредитования и более высоких рисков банки хотят, чтобы их клиенты приняли корпоративные стандарты бухгалтерской отчетности, которые дали бы банкам четкое понимание того, что происходит в той или иной компании. Банки хотят знать, как используются средства, что на них покупается и куда затем отправляется товар, а также отслеживать платежи, чтобы иметь представление о движении средств.
Я уже писал об этом ранее, называя банки «новыми хранителями рынка». Они взяли на себя ответственность за ситуацию разными способами (в том числе приняли решение о сокращении финансирования сайтов) и начали реформу, которая, возможно, в значительной степени оздоровит отрасль.
Требование введения новых стандартов финансовой отчетности нельзя недооценивать. Если De Beers одобрит его, оно распространится и на компании средних размеров и, кроме того, к нему присоединятся другие алмазодобывающие компании и их клиенты.
Продажи и новые модели поставок АЛРОСА
АЛРОСА, пожалуй, лучше чувствует ситуацию на рынке, чем De Beers. В период изобилия товара на вторичных рынках АЛРОСА предложила меньше товара и не повысила цен, чем обрадовала своих клиентов.
Когда крупная алмазодобывающая компания – такая, как АЛРОСА – осуществляет поставки компании-клиенту по долгосрочному контракту, она доставляет алмазное сырье по адресу клиента. Исключение составляют сайты De Beers в алмазообрабатывающих странах.
АЛРОСА, переживая из-за возможных санкций со стороны США и ЕС в результате российского вторжения в Крым, разослала своим клиентам опросник, в котором спрашивала о других юридических лицах, входящих в группы компаний-клиентов, и о том, где они находятся. Идея в том, что если, например, клиент из Антверпена имеет дочернюю компанию в Мумбаи, товары можно будет поставлять в Индию вместо Бельгии, если Евросоюз введет санкции против АЛРОСА.
Это, возможно, плохая новость для Антверпена как алмазного центра. Антверпен импортировал 22,8 млн каратов алмазов АЛРОСА на сумму 2,8 млрд долларов, что составило 25% от всего антверпенского импорта алмазного сырья, сообщает Антверпенский всемирный алмазный центр (Antwerp World Diamond Centre, AWDC).
Если посмотреть на ситуацию с точки зрения России, в Антверпен идут 50% всех алмазов, экспортируемых АЛРОСА – как по объему, так и по стоимости. По нашим подсчетам, эти цифры могут быть немного ниже, но важно то, что санкции ЕС против АЛРОСА станут жесточайшим ударом по компании. Именно поэтому АЛРОСА подготовила запасной план, о котором я писал выше.
Что должно беспокоить AWDC, так это тот факт, что подобные перемены, скорее всего, будут носить долгосрочный характер. Если поставки сместятся из Антверпена в Дубай, они, возможно, так и не вернутся в Антверпен. Это должно стать источником опасений для Антверпена и поводом для радости участников индийского алмазного сектора.
Оставить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий,
зарегистрируйтесь или войдите через соц. сети