Почему в Костроме много ювелиров? И все ли хороши?
Страницы архивных документов академика А.Е Ферсмана раскрывают картину работ в глуши Уральской тайги, в деревнях Поволжья и Олонецкого края и особенно в Костроме и ее окрестностях. Энергичными мастерами-умельцами были созданы многочисленные гранильные и ювелирные мастерские, где каждый мастер имел несколько учеников-подмастерьев. В подмастерья брали детей десяти одиннадцати лет. Их обучение занимало в среднем до семи лет .
Некоторые провинциальные мастера достигали исключительного совершенства своих работ. Их изделия широко распространялись в городах России, практически всегда в большом ассортименте они предлагались на Нижегородской ярмарке. Основным мотивом отделки изделий кустарей было копирование природных орнаментов. Но все же основной массе изделий недоставало художественности и разнообразия замысла. Это объясняется тем, что провинциальные мастера и особенно кустари были поставлены в крайне неблагоприятные условия. Пройдя весь курс ученичества в малых, плохо оборудованных мастерских, они усваивали самые элементарные технические приемы, дальше которых чаще всего не шли уже никогда. Практически нигде молодежь не обучалась рисунку и основам проектирования изделий из металла и камня.
Традиции ювелирного мастерства на Костромской земле
Испокон веков в Костромской области мужское население занято ювелирным делом: кто рисует-паяет, кто цепочки крутит, кто на них замочки крепит. Говорят, чуть ли не у каждого второго в крови навыки лесковского Левши. Откуда они взялись, толком неизвестно. Согласно одной из версий, эти навыки идут от немцев, которые, будучи в свое время разбиты на Ладожском озере, осели здесь и занялись ювелирным промыслом. Более правдоподобна та версия, что на костромской земле, которая издревле была царской вотчиной (рядом с Костромой находится Ипатьевский монастырь, где венчался на царство родоначальник династии Михаил Федорович), уже с XVII века процветала переработка золота для оформления скипетров и держав, царских нарядов, окладов икон.
Зарождение ювелирного центра в Костромской губернии
Суглинистые, болотистые и полуболотистые почвы Костромского края были неблагоприятны для сельского хозяйства, здесь развивались ремесла и промыслы. Центром производства становится село Красное, которое к концу 19 века насчитывало свыше двух с половиной тысяч жителей. Вот что пишет об этом в своей книге М.М.Постникова–Лосева с соавторами:«Земельные наделы крестьян были настолько малы, настолько недостаточны для существования, что многие семьи занимались серебряным ремеслом. Отсутствие надлежащего оборудования, инструментов, широкое применение разделения труда и спрос на дешевый товар привели к сильному понижению качества продукции и почти совершенно стерли индивидуальные особенности отдельных мастеров.
Ремесленники были всецело зависимы от скупщиков, которые, кроме того, владели необходимыми для работы орудиями производства: штампами, вальцами и другим недоступным ремесленникам оборудованием.
Качество продукции красносельских ремесленников остается неизменно чрезвычайно низким на протяжении всего конца 19 и начала 20 века. Попытки повысить качество работы путем организации в селе Красном класса технического рисования (1896год) и художественной мастерской (1904 год) не могли отразиться на массовых изделиях рядовых красносельских ремесленников, работавших на широкий рынок и получавших грошовую оплату от закабаливших их скупщиков» .
А расскажите-как сегодня обстоят дела! Нравятся ли вам работы костромских ювелиров?