Российский рубль за последние месяцы обесценился относительно доллара на 40 процентов и на 28 процентов к евро. Но экономисты полагают, что не за горами девальвация и этих мировых валют, признанных самими надежными. Оградить свои сбережения от мирового кризиса можно, вложив их в драгметаллы. Но и такие инвестиции не гарантируют спокойствие.
Кольца, браслеты, часы и т.д. – крайне низколиквидные (тяжело продаваемые) объекты вложения накоплений. Реальная цена мало соотносится со стоимостью драгметалла на бирже и сильно зависит от уровня платежеспособного спроса. Можно предположить, что с развитием кризиса (сокращением зарплат и рабочих мест) количество желающих купить ювелирные изделия будет сокращаться, а испытывающих нужду и готовых отдать «бабушкино колечко» даже за бесценок – возрастать. Поэтому через год-два продать "ювелирку" вряд ли можно будет хотя бы по сегодняшней цене.
Золотые червонцы
Вкладывать средства можно только в банковское золото – слитки, монеты и так называемые «обезличенные металлические счета». Каждый из этих инструментов имеет и преимущества, и риски.
Слитки выпускаются весом от 1 до 1000 граммов. Теоретически их можно сколько угодно раз покупать и продавать, предоставлять в залог и т.д. Причем любому банку – в России или за рубежом. В отличие от наличной валюты, слитки легко перевозить – ценный "кирпичик" размером с пачку сигарет стоит сейчас около 10 тысяч долларов.
Но есть и немало сложностей. Во-первых, операции по продаже слитков облагаются НДС в размере 18 процентов, то есть одна сделка купли-продажи автоматически приносит владельцу блестящего бруска ощутимый убыток. Плюс комиссионные банка. В сумме цена покупки отличается от цены продажи на 25-50 процентов.
В ходе визита в Магадан в сентябре 2008 года Дмитрий Медведев поручил Минфину рассмотреть вопрос об отмене НДС при покупке золотых слитков физическими лицами. Поручение президент дал, выслушав одного из золотопромышленников, который сетовал на малый спрос со стороны населения на золотые слитки. В России частные инвестиции в них практически не идут. Гарантированная потеря 18% от уплаченной цены отталкивает россиян.
Во-вторых, слитки надо нести домой и где-то хранить, что не всегда безопасно. Кроме того, банк устанавливает критерии состояния – «отличное» и «удовлетворительное». Забраковать слиток могут не только из-за царапин и вмятин, но даже из-за отпечатка пальца. А это влечет еще большее снижение цены.
Памятные (коллекционные) монеты являются фактически теми же ювелирными изделиями, которые, в то же время, можно продать банку (опять же с убытком в 20-50 процентов), а не нести в ломбард Киев или на «толкучку». Но есть и так называемые инвестиционные монеты – Банк России эмитирует их массой от 3.11 до 15.55 грамма. Например, почитатели отечественной истории могут за 9400 рублей купить «Червонец» из золота 900-й пробы массой 7,74 грамма. Продажа инвестиционных монет не облагается НДС, но банк устанавливает цену покупки на 25-40 процентов ниже цены продажи. В отличие от слитков, монеты за границу вряд ли стоит везти.
Виртуальные ценности
Самый простой способ вложить накопления в драгметаллы – открыть обезличенный металлический счет (ОМС) в золоте, серебре, платине и палладии. Основной оператор на рынке покупки/продажи драгметаллов гражданам – Сбербанк. В Санкт-Петербурге эти услуги оказывают также Банк Москвы и НОМОС-банк.
Фактически ОМС – это обычный вклад, только он оценен не в рублях, долларах или евро, а в граммах соответствующего металла. В большинстве случаев беспроцентный, но можно сколько угодно раз покупать-продавать «условное золото» без комиссионных. Банковская маржа, как правило, не превышает 3 процентов, операции с драгоценными металлами в обезличенном виде освобождены от НДС.
Такой механизм позволяет простым вкладчикам играть на рынке драгметаллов. Например, те, кто открыл ОМС и внес в кассу Сбербанка 15 января 8650 рублей (цена покупки 10 граммов золота), мог вчера получить обратно уже 10352 рублей – доходность 8 процентов меньше чем за месяц.
Но обезличенные счета остаются крайне рискованным инструментом хранения накоплений. Ведь вместо монеты, слитка или иного изделия из драгоценного металла вкладчик получает только сберкнижку – бумажное обязательство банка. Причем в отличие от денежных, пусть даже валютных, вкладов, ОМС не подлежит государственному страхованию. То есть если банк, в котором гражданин открыл обезличенный металлический счет, окажется неплатежеспособным, то уповать на защиту со стороны Агентства по страхованию вкладов будет бесполезно – владельцу «виртуального золота», скорее всего, придется вставать в очередь кредиторов и надеяться, что от банковских активов ему что-нибудь достанется.
Логично предположить, что Сбербанк России уж точно выживет или, в самом крайнем случае, будет спасен государством. Вот только ни в «сбере», ни в ином банке никто не может гарантировать выплату владельцу металлического счета суммы, соразмерной стоимости его «золотого содержания». Во-первых, банк сам вправе устанавливать цену покупки и в любой момент может снизить ее не на 3 процента, а в два-три, а то и в 10 раз по отношению к рыночной стоимости этого драгметалла или установленной им же цене продажи. Например, предложить клиенту получить за 10 граммов золота 100 рублей, даже если его биржевая цена – 3000 евро. Не хочешь – не продавай, жди, считай себя владельцем «богатства». Судиться в этом случае будет бесполезно.
Во-вторых, на металлические счета не распространяется установленный законом запрет на повышение ставок комиссионного вознаграждения или введения новых тарифов по вкладам граждан. В частности, в образце договора «НОМОС-банка» прописано, что эта кредитная организация вправе в одностороннем порядке изменить размер оплаты за проведение операции по ОМС, известив об этом клиента через информационные стенды. То есть банк может в любой момент ввести, например, тариф за покупку металла в 90 процентов его стоимости.
Карабас Барабас Консалтинг
По мнению специалистов, вложения в драгметаллы стоит рассматривать не как средство преумножения, а только как инструмент сохранения капитала. Именно золото было и остается эталоном ценности, тогда как, например, США еще в 1971 году отказались от обеспечения выпускаемых долларов золотым резервом. Завтра Барак Обама напечатает хоть миллион зеленых бумажек для восполнения дефицита бюджета.
Павел Нетупский,
Фонтанка.ру
Оставить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь на портале или зарегистрируйтесь