СЕГОДНЯ, 09.12.2024 | КУРСЫ ВАЛЮТ, ЦБР (руб.): USD: 99,4215 EUR: 106,3040 | ДРАГ. МЕТАЛЛЫ, ЦБР (руб./г.): ЗОЛОТО: 8439,17 СЕРЕБРО: 100,19 ПЛАТИНА: 3011,08 ПАЛЛАДИЙ: 3116,56
Михаил Несветайло раскрыл причины покупки «Адамас»

Михаил Несветайло раскрыл причины покупки «Адамас»

Пока ювелирному рынку обещают непростые времена, аналитика показывает, что спрос на ювелирные изделия растет, а крупный бизнес видит в ювелирном секторе перспективы для своих вложений. Одной из самых заметных сделок в ушедшем году стала покупка «Адамас». В сделке принял участие совладелец и Председатель совета директоров ювелирного завода «Арт-Карат» Михаил Несветайло. В 2017 году открытие нового завода было прорывным решением, породившим много скептических мнений. Но уже через три года завод стал седьмым по объемам производства в России. Сейчас планы Михаила Несветайло — войти в топ-три. Как синергия двух брендов должна сработать на эту амбициозную стратегию, предприниматель рассказал известному блогеру, основателю «Ювелирной академии» Артуру Салякаеву.

- Давай немного поговорим об истории компании. Как так получилось, что в городе Белгород есть крупный завод, который на сегодняшний день считается одним из высокотехнологичных? Как так произошло?

- История началась с 2004 года. Тогда был открыт первый розничный магазин нашей ювелирной сети, на тот момент еще под брендом «Карат». С течением долгого времени мы развивались, и когда было открыто порядка 20 магазинов, — это примерно в 2015 году, было принято, думаю, совершенно правильное решение открывать собственное производство.

Мы продавали много продукции: цепи автоматного плетения, штамповка, литьевая группа и закупали ее абсолютно по разным производителям, что было не совсем удобно. Все-таки Белгород от Костромы и столицы России находится на довольно-таки большом расстоянии, – нашим категорийным менеджерам и байерам приходилось проводить много времени в полях, в закупках, – это и Питер, и Москва, и Кострома. И мы решили сконцентрировать для начала небольшое автоматизированное производство здесь в Белгороде, которое не требовало бы больших компетенций, моторики, специализированных знаний в ювелирке. Как нам тогда казалось - настроил станки и поехал, плети цепи и продавай. И не надо никуда ездить.

Мы стали смотреть на крупные производства, в том числе и наших партнеров в Италии, Франции, Китае. Мы отсмотрели технологии, обобщили весь опыт и поняли, что это все довольно-таки не просто. Это глобальный проект, к которому надо идти долго.

Долго идти были не готовы, амбиции большие. Поэтому проект сделали буквально за шесть месяцев. Закупили автоматизированное самое крутое оборудование — SISMA, BENZINGER. Что-то купили в России, что-то в Турции, в Италии, в Германии. Но преимущественно в Италии. Есть Японские машины литейные.

И, наверное, так получилось — сложились звезды, что на тот момент в связи с тяжелой ситуацией в Украине много переехало специалистов из Донецкой области. Мы построили здесь для них общежития, помогли с гражданством, у многих здесь уже родились дети за эти 3-4 года. Помогли кому-то с садиком, кому-то со школой. Они приехали с семьями и сегодня здесь живут. Это, что касается технологов и руководителей производства. Что касается производства, у нас организованы большие классы по обучению персонала, каждый месяц ведется набор порядка 30 сотрудников-стажеров.

- Т.е. вы сами обучаете тех людей, кто работает на производстве?

- У нас есть преподаватели. Мы обучаем абсолютно по всем специальностям: закрепщик, планировщик, монтировщик, литейщик и так далее.

- Т.е. получается - есть такая практика, если производство в Москве - ищут хороших специалистов в Костроме, которые сейчас вакантны, условно перекупают и везут костяк на производство в Москву, из этого делают основу производства. Вы выбрали путь выращивания собственных специалистов здесь.

- Совершено верно. Мы за прошлый год здесь выпустили готовых специалистов, которые сегодня трудоустроены, это более 100 человек. Только за прошлый год.

- Ничего себе. А как устраивали вы эту школу? Это сложный, долгий процесс?

- Сложный, кропотливый процесс. Сделали мы это совместно с Московским геологоразведочным институтом имени Серго Орджоникидзе. Там есть факультет художественного литья, где проходит обучение ювелирному делу. И полностью вся методология и теория взята на базе этого университета.

- А какие сейчас товарные группы представлены в производстве? Вот вы условно начали с максимально автоматизированных направлений – это цепи, какие-то штампованные изделия. Сегодня «Арт-Карат» что производит - какие товарные группы?

- С гордостью могу сказать – мы делаем абсолютно все. Изначально да, мы хотели пойти в узкий сегмент, но когда мы обобщили тот опыт, который увидели, и когда у нас появились амбиции по развитию большой собственной сети – это примерно тоже было в 2015 году, когда планировали производство, и тогда же у нас родилась такая стратегическая концепция, что мы все-таки должны стать большие и сильные, чтобы выжить в этой жесткой конкуренции, которая сегодня есть на ювелирном рынке. Мы решили делать абсолютно все виды продукции, которые продаются в ювелирных сетях и магазинах. У нас сегодня цепи 0,2 диаметра автоматные, которые в России практически никто не делает. У нас более 30 видов ручных цепей и причем, это на самом деле ручные цепи, а не тот полуавтомат, который плетет сама машина, а потом вручную полируется и все говорят: вот, у нас ручник. Нет, это не ручник. В нашем понимании эта классификация все-таки автомат.

Именно ручных цепей мы делаем более 30 видов. Мы делаем штамповку, мы делаем литьевую группу с драгоценными камнями, с полудрагоценными камнями, с фианиткой прямое литье. Мы делаем прямое литье, так называемое дутыши — все, что можно представить, что производится в России — мы делаем.

- Т.е. глобальная стратегия у производства, это покрыть максимальный спрос как покупателей ваших магазинов, так и оптовый спрос ювелирных сетей, поскольку вы сейчас работаете не только на свою розницу, но еще и на оптовых клиентов?

- Совершенно верно, и еще похвастаюсь, мы за три года вышли по данным Пробирной палаты на седьмое место в России по объему производимых изделий.

-Это за какой период?

- Это в 2020 году. В 2017 году был пуско-наладочный процесс. В 2020 мы стали седьмые. Думаю, что в этом году мы будем уже в пятерочке. Ну, и если всё-таки взять стратегию компании, которую мы утвердили изначально, в 2022 году мы должны стать третьими.

- Это не просто амбициозно. Такой быстрый рост — за счет чего? За счет собственных сетей? Начали производить много и заместили часть продукции, или внешний сбыт по оптовым клиентам занимает сейчас большую часть?

- Кратко. Известная фраза "Мы работаем как рабы на галерах".

- В общем так – все в одну точку, в одну цель. Отлично, значит есть общая цель и вы к ней идете. Сейчас хочется поговорить еще о бренде SVETLOV. Получается изначально была компания «Арт-Карат» – это завод, он есть сейчас и розничные магазины назывались «Карат». Они были открыты и в Белгороде и в Москве я тоже их видел в торговых центрах. Сегодня произошел ребрендинг. Бренд, который выводится на рынок, называется SVETLOV. Расскажите, Михаил, о самом процессе. Почему вы решили сделать ребрендинг? Как вы в принципе к этому подходили?

- В 2019 году мы провели исследования в целом рынка ювелирных изделий и всех брендов, которые присутствуют на рынке России. И мы увидели для себя и удивились на тот момент, что в «Карате» основной покупатель 45+.

Мы специально никогда не позиционировались на эту аудиторию. И мы искренне считали, что мы бренд, доступный для всех, и для молодежи, и для среднего возраста, и для пожилого, и с разным чеком. Но как показали исследования, мы оказались в какой момент узко-нацеленными. Поэтому мы заказали следующие исследования: чего хотели бы от нас потребители?

Исследования проводились в 10-ти городах, выборка была в 56 торговых центрах, не только в местах нашего присутствия. И итогом этого исследования явилось наше обращение в одну классную креативную компанию, такие очень фееричные ребята, которые нам разработали бренд SVETLOV совместно с нашими маркетологами.

Цель была омолодить нашу аудиторию и не потерять ту, которая к нам уже лояльна, которую мы наработали с годами.

В пандемийный 20-ый год, когда была стагнация, в тот период когда вводили SVETLOV, а крупные сети свою маркетинговую деятельность приостановили – мы выбили это право. И это оказалось довольно-таки успешно. Нас услышали, наши потребители нас увидели, старая аудитория от нас не ушла. Показатели за 2020 год у нас хорошо подтянулись при запуске этого бренда.

Я наверное это все-таки связываю с информационным вакуумом на тот момент. Потому что не было рекламы других сетей. А мы в этот момент вышли. Ограничение довольно-таки быстро сняли, вы помните, и мы после всех ограничений уже были SVETLOV.

- Какая цель по рознице вот сейчас? По производству я услышал, войти в тройку самых крупных по объему производимой продукции в России. А относительно розницы - какая цель?

- Так как недавно на рынке произошла сделка с компанией АДАМАС и мы в нее вошли, а для нас это конечно сильнейший производитель с мощной кинетикой в сфере цепевязальной деятельности, лидер рынка, но на сегодняшний день это прежде всего розничная компания, более 170 магазинов, плюс франчайзинговые магазины. Акцент будет делаться в рознице на развитие компании брендом «Адамас». SVETLOV достигнет определенных показателей в регионах в рознице и пока на этом мы остановимся.

Все-таки развитие SVETLOV будет в большей степени B2B. Развитие в рознице — это будет компания «Адамас». Это правильная коллаборация: «Адамас» плюс БЮЗ «Арт-Карат» как производственная площадка, позволит вывести «Адамас» на прежние лидирующие позиции на рынке России.

- Т.е. получается сделка с «Адамас» это не условное поглощение или будущий ребрендинг. Это два самостоятельных новых бренда: SVETLOV – производственная часть, но все равно вы будете развивать еще какие-то розничные показатели в регионах, в Москве, крупных городах. Но основной упор по развитию розницы будет в «Адамас»?

- Совершенно верно.

- А какие планы по «Адамас»? Вы уже строили, корректировали стратегию? Получается, у «Адамас» была какая-то своя стратегия, свои цели, замыслы, генетический определенный фундамент. А сейчас новые акционеры со своим бекграундом предпринимательским, своими замыслами. Как это все объединилось? Корректировали ли вы уже или сейчас этот процесс происходит?

- Повторюсь, «Адамас» — очень серьезная компания. Все исследования, которые проходят на ювелирном рынке последние годы, показывают, что «Адамас», несмотря ни на какие свои сложности за последние 5 лет не потерял позиций с точки зрения потребителей. «Адамас» — это абсолютно узнаваемый лидер на рынке ювелирных брендов России. Поэтому кардинально менять позиционирование «Адамас» не вижу никакого смысла и целесообразности. Это первое. Второе — в «Адамас» классная команда специалистов, которая там сложилась десятилетиями. Есть сотрудники, которые с 90-х годов работают в компании, они ее любят, они за нее болеют. У команды в целом костяк классный. Наверное, пришло время провести ребрендинг, причем это было заложено в стратегии до нашего прихода.

- Как сотрудники приняли решение «Адамас» — они работали там с 1992 года, здесь такая новость, что новые акционеры, были ли волнения, сильная турбулентность?

- Ты знаешь, я думаю, мы не самые плохие партнёры. И довольно гибкие и лояльные. Мы не делали кардинальных движений и делать их не будем с точки зрения замены топ-менеджмента с позиционирования свой - чужой.

Поэтому сотрудники восприняли нормально, лояльно и мало того, со многими из топов мы были знакомы, нормальные конструктивные были отношения и до этого, выстраиваются и сегодня. Мы на одной волне. Поэтому разногласий и какого-то напряжения я не увидел.

- Но сейчас относительно розницы есть в планах развития по количеству салонов?

- «Адамас» — да.

- Вопрос такой, я не буду вдаваться и просить раскрывать детали коммерческие, поскольку эта коммерческий контур, но мне интересно. За сколько по времени такая сделка готовится? От идеи до переговоров и итоговых подписаний?

- Порядка шести месяцев этот процесс – если это активная фаза.

- Очень интересно, потому что для рынка это такая новость прошла очень ярко, очень громко, быстро. Но без деталей и подробностей. А вот – мой личный интерес. Когда многие говорят про брендинг, про развитие бренда. Сейчас в вашей компании бренд SVETLOV. Когда происходят сделки по покупке-продаже компании, какую долю сам бренд может занимать? Условно говоря, есть определенные подходы. Кто-то считает от остатков, неважно каких подходов придерживается. Какова доля бренда?

- Ты имеешь в виду вес стоимости бренда?

- Да, вот в процентном соотношении?

- Это зависит от бренда, от его узнаваемости, от силы бренда. Здесь нельзя сказать 5% или 50%. Если мы возьмем условно бренд Fanta или COCA-COLA там понятно, что стоимость бренда...

- Это понятно, что в ювелирном сегменте, опять же просто какое приблизительно соотношение – какую долю может занимать бренд «Адамас» при такой сделке?

- Скажу так, сделка была сложно структурированная, отдельно стоимость бренда не вычленялась. Поэтому взвесить и сказать сейчас на цифрах мне сложно.

- Вопрос у меня про управленческие моменты. Сейчас есть команда производственная сильная, которую вы взращивали, есть слаженная годами команда «Адамас». Будет ли происходить какое-то замещение, или это два отдельных проекта и какой-то общей компании под управление проекта не создается?

- Не создается. Это два отельных бренда, два отдельных сегмента, два отдельных позиционирования, два отдельных бек-офиса.

Общей команды не будет, только на уровне Совета директоров, где будут присутствовать мой финдиректор, я, будут сотрудники «Адамас». И все стратегические решения относительно «Адамас» – будут общими.

- Понял. Михаил ну и крайний, наверное вопрос. Мне хочется узнать относительно функций владельца. Получается, сейчас ты занимаешь две активные должности: председатель Совета директоров и бренда «Адамас» и бренда SVETLOV (и соответственно завода «Арт-Карат»). Какие функции как владельца, на твой взгляд, вообще нельзя делегировать и не стоит делегировать команде, ни топ-менеджменту, ни рядовым сотрудникам? Что должен делать владелец регулярно, чтобы развивать такие компании в таком масштабе и приводить их к таким целям, которые стоят сейчас перед вами.

- Стратегия. За собственником остается стратегия развития, отслеживание пошагово выполнения принятой стратегии. Скажу сейчас то, что не совсем понравится топ-менеджменту – никто кроме собственника не заинтересован так как он в выполнении принятых на себя обязательств с точки зрения развития стратегии, реализации стратегии.

- На какой период в целом строится стратегия внутри компании?

- Наверное, все зависит от мечты. Какую мы в мечтах хотим видеть компанию.

Есть мечта. Она должна быть такая, потом под эту мечту выстраивается стратегия. Потом под эту стратегию подводятся ресурсы. И если, условно говоря, допустим, ты как собственник мечтаешь, что твоя компания займет пятое место в мире по производству ювелирных изделий, или

по розничной реализации, тогда эта задача глобальна. Сколько к ней можно идти? Пять, семь, десять лет. Но это тоже в принципе прогнозируемо. Исходя из этого ты делаешь стратегию. Это долгосрочная стратегия. Потом под нее подводишь ресурсы — с какой командой ты это будешь делать, с какими инвестициями и так далее.

И потом у тебя появляется — ставишь для себя реперные точки – краткосрочная стратегия. Условно, за три года мы должны достигнуть такую-то величину. Все. Долгосрочная зависит от того, какую компанию планируешь взрастить и иметь в итоге. А краткосрочная — из рейпинга контрольных точек.

- Какие квоты на промежуточный шаг?

- На мой взгляд стратегия, которая может жить без кардинальных изменений в условиях сегодняшнего нашего мира - ну не более трех лет. Хотя она все равно должна корректироваться. Но очень важно, чтобы стратегия не была фантазией.

Если стратегия фантазия, то тогда это просто не работает. Стратегия — это просто математика. Это правильный расчет ресурсов. Т.е. мечта — это как путеводная идея, что зажигают владельцы, состав партнеров, инвесторов, может быть группы партнеров. Но потом на уровень раскладки до тактических планов, до конкретных ресурсов: сколько должно быть магазинов, сколько оборотных средств. Здесь очень важен точный расчет и сильно не нафантазируешь что за год мы там войдем в топ.

Фантазировать можно. Можно сделать в Белгороде Байканур? Можно, но каких это потребует ресурсов. Абсолютно точно, что можно. Но для этого надо а, b, с.. . Перенести там население, и далее. Сколько у нас на это ресурсов? Уйдет столько-то. Найдем мы их или не найдем? Если найдем - тогда это не фантазия, а стратегия. Можно фантазировать, главное чтобы потом под свою фантазию были эти ресурсы.

- Вот у тебя есть мечта какая-то относительно ювелирной отрасли. Я понимаю о целях на 2022 год относительно «Арт-Карат» - она мне понятна. Я понимаю примерно, куда будет двигаться компания «Адамас». Но если говорить про мечту, которая является движущей силой, мотиватором конкретно для тебя. Что это такое?

- Это лидер рынка, безусловно, других амбиций нет. И я хотел бы все-таки построить со своей командой систему компаний, которая могла бы работать независимо от фактора какого-то ресурса административного, харизмы лидера и прочего. Компания должна быть системная, тогда эта компания имеет перспективы и шансы выжить в сегодняшних всех наших перипетиях экономических и политических. И которая будет работать на той системе, на той базе, которая останется после нас через 15, 20, 30 лет - неважно. Необходимость сделать вот такую долгоиграющую историю.

На самом деле и у меня и у партнеров нет цели получать дивиденды завтра. Мы играем в долгую игру. Мы хотим построить по-настоящему стабильный устойчивый правильный бизнес. Т.е. не на рывок, как любят делать бизнес в России, горизонт 5 лет.

Мы смотрим гораздо дальше. И вот это и есть мечта.

- Здорово!

- На сегодняшний день мы сделали только первый шаг. Мы вначале пути.

2208

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ:

Оставить комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь на портале или зарегистрируйтесь

ЭКСПО-ЮВЕЛИР / ЮВЕЛИР-ТЕХ РЕКОМЕНДУЮТ
GAMMA GEMS GAMMA GEMS
Москва г.
Мартемьянов Евгений Владимирович ИП Крафтовое ограночное производство
DINASTIA, Ювелирный Дом DINASTIA, Ювелирный Дом
Кострома
Изящные украшения от династии мастеров
РО ТЕХ, ООО РО ТЕХ, ООО
Казань
Продажа драгоценных металлов (серебро), сбор лома и отходов драгоценных металлов (серебро).
Славнов, Ювелирная компания Славнов, Ювелирная компания
Красное-на-Волге
Производим ювелирные изделия из золота и серебра
BISAN DESIGN BISAN DESIGN
Стамбул
Профессиональный ювелирный дизайн и мастер-модели для ювелирного производства. Москва-Стамбул.

ПОДПИШИСЬ НА ЮВЕЛИРНЫЙ ВЕСТНИК

Введите имя и адрес электронной почты, чтобы подписаться на рассылку