С инициативой снять запрет на проведение плановых проверок юрлиц и индивидуальных предпринимателей (ИП), отнесенных к малому ювелирному бизнесу, выступил минфин. Ведомство предложило включить участников рынка в перечень субъектов, в отношении которых плановые проверки можно было бы проводить более двух раз в три года. Учитывая, что в 2016-2018 годах действует мораторий на плановые проверки малого бизнеса, поправки минфина могут вступить в силу с 2019 года.
Доля теневого сектора на ювелирном рынке составляет 58 процентов, говорил в сентябре замминистра финансов Алексей Моисеев. Разрастанию «серого» сегмента способствовало ослабление контроля в 2009-2015 годах, которое изначально было направлено на облегчение работы легального бизнеса, но создало неприятные прецеденты.Так, на спецучете в Пробирной палате стоит чуть более 42 тысяч организаций, в то время как в налоговых органах число юрлиц и ИП, заявивших при госрегистрации, что они занимаются драгметаллами и камнями, в 21 раз больше. Это объясняется тем, что недобросовестные участники перерегистрируются до истечения трехлетнего периода бесконечное количество раз, что позволяет им избегать госконтроля и пользоваться нелегальными схемами в виде незаконного возмещения налога на добавленную стоимость (НДС), а также уклоняться от его уплаты.
Нелегальный импорт драгкамней в 82 раза выше, чем объем законно используемых вставок в украшениях
При применении обычного режима налогообложения в 2016 году в бюджет должно было поступить 40 миллиардов рублей НДС против реально уплаченных полутора миллиардов. Кроме того, сумма возмещенного из бюджета НДС превысила сумму налога, поступившую в бюджет от деятельности по производству драгметаллов, говорится в пояснительной записке к поправкам минфина (в 2014 году — на 9,6 миллиарда рублей, в 2015-м — на 12,8 миллиарда, в 2016-м — на шесть миллиардов).
Всего в прошлом году ювелиры изготовили украшения на 224 миллиарда рублей, импортировали драгоценных камней — чуть более чем на 230 миллиардов рублей, следует из данных Росстата и таможенных органов. При этом объем нелегально ввезенных драгкамней в 82 раза превышает объем камней, правомерно используемых в качестве вставок в украшениях. Из-за этого федеральный бюджет недополучил около пяти миллиардов рублей, что в 166 раз больше суммы официально уплаченных таможенных пошлин, подсчитал минфин.
Возврат плановых проверок — точечная мера, оценивает управляющий партнер BMS Law Firm Алим Бишенов. «В этой области действительно есть возможность применения разных налоговых режимов, что при отсутствии возможности осуществить проверки ограничивает налоговые органы, — считает он. — Снятие запрета на плановые проверки вполне может привести к повышению уровня раскрываемости нарушений в этой сфере».
По опыту юристов, проверки бизнеса носят длительный и весьма скрупулезный характер: надзорные органы запрашивают большой объем документации, ставят широкий круг вопросов и ведут обширную корреспонденцию. Это создает дискомфорт предпринимателям и позволяет получить дополнительные доказательства нарушений, исходя из поведения субъектов бизнеса, добавляет юрист практики разрешения споров Eterna Law Анастасия Серова. Снятие запрета на плановые проверки позволит «прижать» недобросовестных юрлиц и ИП, заключает она.
Оставить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь на портале или зарегистрируйтесь