Евразийская интеграция идет "непозволительно медленно" - об этом без утайки говорится на самом высоком уровне. Самые элементарные вопросы неоправданно растягиваются на годы, когда, по словам председателя коллегии ЕЭК Тиграна Саркисяна, поезд уже ушел.
МРАЧНОВАТЫЕ ТОНА на прошедшем в Ереване заседании Высшего Евразийского экономического совета добавил президент Казахстана Токаев, заявив, что по итогам 1-го полугодия 2019 года товарооборот как между странами ЕАЭС, так и союза с третьими странами упал, перехватив тем самым лавры вечно недовольного президента Беларуси Лукашенко. При этом неизменным оптимизмом пылал советник президента РФ Сергей Глазьев; впрочем, у него на то были свои личные мотивы…
Новоиспеченного министра по интеграции и макроэкономике ЕАЭС Сергея Глазьева армянские ювелиры "поймали" в кулуарах и соответствующим образом "просветили" насчет формирования ювелирного рынка союза. В этом деле ключевым моментом является взаимное признание проб (пробирных клейм) ювелирных изделий на территории ЕАЭС, поскольку без этого не будет обеспечено свободное обращение в интеграционном объединении ювелирных изделий, не состоится единый свободный рынок, а это и есть основа и фундамент ЕАЭС.
Вполне вероятно, что результатом "обработки" Глазьева и стали его слова, высказанные журналистам, в том числе и упоминание ювелирной промышленности, относительно которой в повестке заседания никаких пунктов не значилось. По словам г-на Глазьева, "Армения очень активно включилась в работы ЕАЭС и освоилась на рынках союза". Он также констатировал, что Армения имеет возможность восстановить как старые свои преимущества (в частности, в таких областях, как приборостроение и ювелирная промышленность), так и новые, например, в финансовой сфере.
НАПОМНИМ, ЧТО 2 ОКТЯБРЯ 2018 ГОДА коллегия ЕЭК одобрила проект соглашения между союзными государствами об особенностях операций с драгоценными металлами и камнями в рамках ЕАЭС, который далее был направлен на прохождение внутригосударственных процедур в государства - члены союза. Однако решение этого вопроса не отягощено сроками исполнения и потому растянется на неопределенное время. Вовсе не случайно, что среди пунктов повестки ереванского заседания таковой вопрос вообще не значился, хотя остается только поставить подписи глав государств "пятерки" под означенным проектом соглашения.
Известно также, что решение вопроса взаимного признания проб неоправданно растягивается в том числе и по причине различий в регулировании этого сектора. Дело в том, что в России нанесение проб оставлено за государством (Пробирная палата РФ), а, к примеру, в Армении это прерогатива частного бизнеса. Таким образом, в России опасаются, что достоверность и надежность опробирования ювелирных изделий слабо гарантирована со стороны частника. Но, во-первых, и проба Пробирной палаты РФ вовсе не гарантия надежности и достоверности изделия из золота или золотого банковского слитка (такие случаи известны). А во-вторых, если в России подозревают, что частник будет ставить коррупционные пробы, к примеру, на изделия из меди, всего лишь напыленные золотом, то для этого существуют правоохранительные органы и Уголовный кодекс.
Как бы то ни было, в настоящее время, по нашим сведениям, идут работы по созданию государственной структуры наподобие Пробирной палаты РФ при Министерстве экономики Армении. Пусть так, но сроки задействования указанного соглашения тем самым еще более растягиваются. Напомним, кстати, что речь идет о статье 11 (пункт 6) проекта соглашения, гласящей: "Ювелирные и другие изделия, заклейменные пробирным клеймом на территории одного государства-члена, в случае их перемещения на территорию другого государства-члена не подлежат дополнительному опробированию, анализу и клеймению".
А ВООБЩЕ ЗНАЕТЕ, ЧТО СТРАННО? Армения не состоит ни в каких интеграционно-таможенных объединениях с Евросоюзом и США, однако там наши ювелирные пробы безоговорочно признаются. Когда об этом шепнули Сергею Глазьеву, тот очень удивился и, будем надеяться, займется этим вопросом, хотя, повторимся, проект соглашения давно всесторонне проработан и ждет лишь одного: подписей глав государств стран - членов ЕАЭС.
Трудно сказать, почему тормозят в важнейших вопросах лидеры интеграционного союза, не устающие при этом пенять на медлительность в формировании общих рынков. Понятно, что драгметаллы и драгкамни - особая статья, которую нельзя сравнивать, скажем, с джемами. Но с коньяком по стратегической значимости сравнить все же можно. И что получается? На пространстве ЕАЭС крутится огромное количество армянского коньяка, производимого как на известных заводах, так и на десятках предприятий сомнительного происхождения. Но почему-то это никого особо не волнует, хотя евразийскому потребителю зачастую предлагается продукт, не соответствующий никаким стандартам, а порой и откровенно фальшивый. Почему же колечко или брошь стали камнем преткновения на пути формирования общего ювелирного рынка?
Таких годами не решаемых вопросов в союзе накопилось изрядно. Чего стоит один вопрос взаимного признания национальных водительских удостоверений для трудовой деятельности на декларируемом общем рынке труда ЕАЭС! "Черепашки-нильзя" за работой…
P.S. Материал был уже готов к публикации, когда стало известно, что на правительственном заседании 3 сентября с.г. было одобрено подписание упомянутого соглашения. Представлявший вопрос министр экономики Тигран Хачатрян подчеркнул важность взаимного признания проб ювелирных изделий в странах ЕАЭС, что при продаже, к примеру, армянской ювелирной продукции в России исключает дополнительное прохождение процедуры опробирования, анализа и клеймения по внутренним российским канонам. Это действительно крупный шаг на пути формирования общего рынка ЕАЭС, с которым можно поздравить армянское ювелирное сообщество. Но это всего лишь "армянская" ратификация, и неизвестно, сколько еще ждать ратификации от остальных четырех государств союза, прежде всего - от России…
Ашот Арамян, "Голос Армении"
Оставить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь на портале или зарегистрируйтесь