Алмазы и золотые слитки на 5 миллиардов долларов Россия ежегодно экспортирует. Почему первые места в рейтинге сырьевых гигантов не радуют экспертов? В 8 раз меньше денег принесла продажа бриллиантов и готовых украшений, это лишь 31 место в мире, и мы продолжаем падать. А ведь обработка драгоценных металлов и камней – главный источник их добавленной стоимости, рабочие места, налоги, сотрудничество и, в общем, драйвер экономики.
Этой проблеме посвятили круглый стол «Реализация экспортного потенциала ювелирной отрасли России: проблемы и перспективы», он состоялся 10 ноября в Центре международной торговли Москвы. Цель – выработка дорожной карты и создание предпосылок для увеличения экспорта до 1 млрд долларов в год.
Мировой рынок ювелирных изделий составляет 250 млрд долларов, доля России в 2016 году составила всего 0,1%. Объективные преимущества российской ювелирки – дизайн, качество, цена. В то же время мы проигрываем почти всем по маркетингу и логистике – требуется устранить это отставание. Увеличение объемов продаж в 10 раз вполне реально и даст значительный рост прибыли, уверены эксперты.
Еще несколько лет назад доля импортных украшений на российском прилавке была 50-70%, теперь 5-7%. Благодаря методам государственного регулирования, мы почти полностью перешли на собственное обеспечение в этой сфере, сумели выйти на конкурентный уровень по дизайну, ассортименту, а главное – цене.
Специально прибывший на мероприятие Гаэтано Кавальери, президент всемирной конфедерации ювелиров CIBJO, приветствовал участников: «Миру нужны российские драгоценности – у вас есть все, что нужно, надо просто этим воспользоваться. CIBJO готовы помочь всем, что нужно, дайте мне список проблем, вопросов – мы поможем. Причем личного интереса у нас нет, есть общий».
Пессимистично настроенные практики отечественного рынка уверены, что прежде нужно разобраться с внутренними проблемами, тогда и экспорт пойдет.
Вопросы государственного регулирования осветил Александр Орлов, представитель регулятора – Министерства финансов. Он отметил, что длительное отсутствие контроля отрасли в 2009–2015 годах создало ряд проблем, решением которых сейчас и занимается министерство: разрабатывается механизм функционирования рынка, взаимодействие отрасли и государства, контроль за недобросовестными участниками.
Структура сферы такова: 37% – розница, 25% – оптовая торговля и 23% – производство. Анализ 2016 г. показал, что 90% организаций и ИП в отрасли – малые предприятия, т. е. по закону их можно проверять не чаще одного раза в три года, а за это время недобросовестные компании перерегистрируются, и в итоге не проверяется 99% компаний – это большая проблема для регулятора, сообщил спикер.
Другими сложностями сферы обращения драгоценных металлов и камней в Министерстве финансов видят:
Нелегальный оборот более чем в 80 раз превышает легальный.
Вопрос НДС.
Происхождение драгоценных металлов и камней: после введения обязательного аффинажа золота ясность увеличилась, но отсутствие должного контроля все еще не позволяет установить источник его происхождения.
Несовершенство администрирования: отсутствие обязательной регистрации и снятия с учета игроков рынка.
Как решение спикер видит такие меры: интегрированные информационные системы в сфере контроля оборота, слежение за металлами и камнями от добычи до продажи; совершенствование нормативно-правового регулирования; учащение проверок; разрешение на деятельность; отмена пошлин; изменение налогообложения в части НДС; принудительное снятие с учета; изменение КОАП; увеличение полномочий пробирной палаты.
Все эти меры призваны не ограничить ювелиров, а ликвидировать незаконный оборот, это дало бы государству дополнительные источники финансирования, подчеркнул спикер.
Выступление представителя Минфина стало неоднозначным и вызвало ряд замечаний представителей бизнеса. Главная претензия – речь идет только о регулировании и контроле, а реальным компаниям, людям – бизнесу нужна помощь, чтобы выжить. Сейчас отрасль в ступоре.
Выступление Елены Ладожиной, представителя ФТС, также вызвало споры. По словам спикера, таможня стремительно продвинулась в автоматизации, за счет этого упростился таможенный и валютный контроль. «В то же время не стоит упускать из вида рисков», – отметила спикер, поэтому значительного роста авторегистрации и автовыпуска для ювелиров не предвидится. Хотя система межсистемного обмена и электронный архив декларанта и позволят в ближайшем будущем упростить многие бюрократические процедуры, уменьшить документооборот.
Представитель Министерства промышленности и торговли озвучил наставление президента РФ увеличивать экспорт ювелирной продукции. В связи с этим министерство предлагает ряд мер: рефинансирование по отраслевым проектам, поддержка логистики, сертификации и др.
Константин Евстюхин, управляющий директор по нефинансовой поддержке АО «Российский экспортный центр», озвучил линейку мер поддержки ювелирного экспорта: финансовые (страховая поддержка, кредитование экспортеров и др.) и нефинансовые (около 100 услуг по консультированию, анализу рынков, поиску партнеров, продвижению, организации выставочно-ярмарочной деятельности, международной сертификации, таможенного администрирования и др.).
Плачевное состояние бизнеса и позицию самих ювелиров озвучил Эдуард Уткин, генеральный директор Ассоциации «Гильдия ювелиров России». В 2016 году экспорт золотых ювелирных изделий из России сократился по сравнению с 2014 годом более чем в 7 раз, а 2017 г. обещает стать еще более провальным.
Необработанные алмазы идут в основном в Бельгию, Индию, ОАЭ, Израиль и США. Ограненные бриллианты находят спрос в Бельгии, Израиле, США и Гонконге. Основные импортеры наших готовых украшений – это Казахстан, Беларусь, Швейцария и ОАЭ, в 2017 году – почти полностью Казахстан и Беларусь. Мировыми лидерами по производству украшений сегодня являются Китай, Индия и США.
Перспективными для российского экспорта эксперты видят рынки США, Европы и Ближнего Востока. Прилавки бывшего СССР имеют малый объем из-за низкой покупательской способности населения. Рынок Китая, конечно, очень привлекателен, но его протекционистская политика не позволяет конкурировать с внутренними китайскими производителями за счет высоких ввозных пошлин. Закрыты и прилавки Индии и Юго-Восточной Азии – различна культура потребления украшений, в регионе есть своя мощная производственная база.
Эффективными способами ведения бизнеса для российских ювелиров на внешнем рынке Эдуард Уткин назвал оптовые поставки зарубежным торговым компаниям, создание сетей розничной реализации и интернет-торговля, создание локальных производств в зарубежных странах.
Президент Ассоциации видит такие преграды для экспорта: отсутствие у производителей финансовых ресурсов для продвижения, острая нехватка профессиональных кадров, несовершенство нормативно-правового регулирования, процедур, недостаточная поддержка со стороны государства.
Вера Подгузова, директор по внешним коммуникациям АО «Российский экспортный центр», рассказала о целях и выгодах зонтичного бренда, создании современного имиджа российского несырьевого экспорта, и пригласила ювелиров присоединиться к экспортному бренду «Made in Russia».
В заключение обсуждения проект дорожной карты был принят, а Гаэтано Кавальери уже более эмоционально и откровенно выразил свое недоумение, почему Россия, имея все – сырье, оборудование, топливо, людские ресурсы – не делает практически ничего. «Почему в ОАЭ, Бангкоке, Гонконге вы только отдыхаете, а не работаете? Мир развивается стремительно, но я не вижу, что развивается Россия. Частный и государственный сектор – проснитесь и бегите!».
Источник: zaim.com
Оставить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь на портале или зарегистрируйтесь