Огранка драгоценных камней

Огранка драгоценных камней

В природе многие виды камней обладают прекрасной силой блеска и изумительными гранями, но очень редко внутренняя красота камня может быть полностью раскрыта без вмешательства рук мастера-гранильщика. Усилению природного очарования ювелирных камней, естественные грани которых редко бывают совершенными, способствует придание им определенной формы, последняя часто зависит от оправы, в которую впоследствии должен быть заключен камень.

В древние времена камням почти не пытались придать какую-то определенную форму, главным образом камни просто шлифовали, раскрывая частично лишь их цветовые возможности.

Сохранялась, в основном, и природная форма камней, а оправа подгонялась, подчиняясь капризам этой формы. Несколько из таких "исторических камней" дошло до наших дней, не изменив при этом формы, хорошими примерами являются "Рубин Черного принца" и "Рубин Тимура" - они считаются исключительно ценными среди сокровищ Британской короны.

Постепенно шлифовкой камням стали придавать округлую форму, известную под названием кабошон. Слово "кабошон" произошло от французского слова, которое в свою очередь было образовано от латинского "cabo" - голова. "Считалось, что такие камни помогают людям, страдающим близорукостью; это объясняется тем, что прозрачные камни, обработанные в виде полного кабошона, представляют собой вогнутую линзу.

Известно, например, что Нерон наблюдал бои гладиаторов через кристалл изумруда" . В древности для того, чтобы придать камню округлую форму, камень разрезали при помощи специальной пилы, а затем срезом прикрепляли к так называемой "державке" из дерева. Полученная конструкция использовалась при шлифовке камня. Даже при таком простом способе обработки, как шлифование, можно выделить несколько типов формы кабошонов: двойной (выпуклый), простой и двойной (выпукло-вогнутый).

Этот самый древний способ огранки используется при подготовке камней для ювелирных украшений и по сей день. В современных ювелирных изделиях камни, обработанные кабошоном применяются в тех случаях, когда художник-ювелир пытается показать цветовую силу камня. Но все-таки при таком способе огранки камень остается "мертвым", его внутренняя жизнь и "игра" остаются нераскрытыми.

Пожалуй, первый камнем, который долгое время, вплоть до 15 века, не могли обработать из-за его чрезвычайной прочности, был алмаз. "Огранка" алмаза вначале сводилась к шлифовке его естественных граней. Вполне возможно, что шлифовку граней алмаза металлическими дисками с алмазным порошком изобрели в Индии. Индийский гранильщики покрывали камень многочисленными беспорядочными гранями, умело скрывая недостатки или пороки камня. Но попыток создать при огранке симметрию не предпринималось.

Они еще не знали какое могучее средство усиления красоты алмаза находится у них в руках (металлические диски). Лишь к концу 16 века были созданы очень простые и правильные формы огранки алмазов - алмазный наконечник и алмазная таблица.

Постепенно появилась более сложная огранка с симметрично расположенными гранями - огранка розой (она состоит из полусферы с нанесенными на последнюю 24 правильно расположенными треугольными гранями и плоской базы). "Это одна из форм, изобретение которых приписывают кардиналу Мазарини, но вполне вероятно, что эта огранка впервые появилась в Индии и была завезена в Европу венецианскими купцами в 16 веке" .

Сейчас розой гранятся только самые мелкие алмазы. Существует шесть или семь видов огранки розой , такие как: голландская роза, антверпенская роза, полуголландская роза, двойная голландская роза и т.д. Все они отличаются друг от друга различным расположением граней треугольной формы и высотой алмаза от плоской базы, сохраняя при этом похожие очертания.
Для камней вытянутой несимметричной формы используется форма бриолет - на каплевидную форму по всей поверхности наносятся треугольные грани, как и в огранке розой.

Но основной формой огранки, на которой строится большое количество разновидностей обработки драгоценных камней, стала бриллиантовая огранка. На протяжении многих веков считалось, что впервые ее применил в 17 веке венецианский гранильщик Винченцо Перуцци. Но этот факт не является непреложным. Очевидно лишь то, что появление бриллиантового способа огранки связано с усовершенствованием примитивного способа огранки таблицей путем спиливания углов. Бриллиантовая огранка рождалась в многочисленных пробах и ошибках гранильщиков, поскольку для получения максимального эффекта необходимо было соблюдать в камне определенные пропорции.

Соблюдение этих пропорций и строгого порядка в расположении граней необходимо для достижения того, чтобы поток света, попадая в камень, преломлялся и испускал как можно больше лучей, создавая радужный эффект. Этот вид огранки считается стандартным для алмазов и слово "бриллиант" стали использовать для алмазов, ограненных именно таким способом. В идеале камень бриллиантовой огранки должен обладать следующими качествами: высокой дисперсией света ("игрой"); значительным преломлением; в нем не должно быть внутренней окраски (но это касается лишь алмазов). Впоследствии для сохранения большего веса и объема камня, которые терялись в результате бриллиантовой огранки, на основе последней были созданы новые видоизмененные формы: "Звезда Кэра", так называемый "старый американский бриллиант", английский бриллиант, огранка "юбилейная" и так далее. Для камней несимметричной формы были созданы специальные виды бриллиантовой огранки, в которой расположение граней обычное, но все они искажены. Характерными для таких видов огранки являюся форма "маркиза" (или "челнок") и "панделок" (или каплевидная огранка).

Здесь нами была сделана попытка привести основные способы обработки драгоценных камней, но существует еще много способов их огранки, каждый из которых применяется ювелиром в зависимости от стоящих перед ним задач - подчеркнуть внутреннюю окраску камня или продемонстрировать силу его игры и блеска.
Источник: 19vek.com
3502

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ: