В мерчандайзинге работает непреложное правило: если продукт не достаточно освещен, значит его не видит покупатель. Ювелирный мерчандайзинг – самый сложный. И освещение ювелирного магазина – многоуровневое, многозадачное и «многобюджетное». Если освещение правильно организовано, качество презентации будет на высоте. Тогда и покупательский трафик, и конверсия, и ваши продажи будут на хорошем уровне.
При выборе светильников придется изучить сразу несколько показателей. Важно разобраться с 2-мя основными: световой поток (яркость света, этот показатель связан с мощностью осветительного прибора, измеряется в люменах (lm)) и цветовая температура. Есть и другие важные показатели, например коэффициент цветопередачи (указывает, насколько точно под этим освещением человеческий глаз воспринимает цветовые оттенки), пульсация. Не забываем и об энергопотреблении – пальма первенства у экономичных светодиодных аппаратов. Эти показатели в целях экономии времени пока оставим за скобками.
ИНТЕНСИВНОСТЬ ОСВЕЩЕНИЯ. Ювелирное изделие в торговом пространстве должно быть освещено гораздо интенсивнее, чем любой другой продукт. Этого требуют физические параметры самого продукта – фацетированные ювелирные камни, полированные металлические поверхности и мелкий размер изделий. Нужно осветить так, чтобы не просто было хорошо видно, но показать максимально блестящими все элементы, которые только могут блестеть. Поэтому на тех поверхностях, где выложен продукт освещенность может доходить до 2000 люкс. Для сравнения, норма освещенности для офиса с чертежными работами по СНиП – 500 люкс. Нужно понимать, что такая освещенность может быть применена только к поверхностям выкладки, но никак не к кассовой зоне, не к проходам и не к зонам примерки и ожидания. В этих секторах торгового пространства освещенность не должна превышать 1000 люкс.
ЦВЕТОВАЯ ТЕМПЕРАТУРА. Желательная ЦТ будет колебаться в диапазоне от 3500 до 4500 Кельвинов. Ниже этого интервала – свет слишком «тёплый», выше – слишком «холодный». В пространстве магазина не должны явно читаться границы перехода от боле холодного к более теплому свету. Иначе получатся световые пятна – желтые и голубоватые. Такие пятна проявятся, если использовать встроенные линейные светильники с диодами разного свечения (тёплые чередуются с холодными) в витринах с низкими колбами. У светового потока будет недостаточно «высоты», чтобы произошло смешение лучей. На поверхности витрины получим то же самое чередование желтых и голубых пятен. Если у вас низкие колбы, выбирайте линейные светильники с одинаковыми диодами – нейтрального белого цвета (или с конкретной цветовой температурой). Диапазон тот же: 3500 – 4500 Кельвинов.
УРОВНИ ОСВЕЩЕНИЯ. Лучше проектировать по 4-м уровням: общая освещенность торгового зала, направленные свет над торговой мебелью и рекламными материалами; встроенное освещение (внутри торговой мебели) и декоративный свет. Верхняя граница освещенности 2000 люкс – касается именно поверхностей витрин. Это сумма потоков от всех приборов, которые идут на продукт.
ОБЩЕЕ освещение дают встроенные или накладные потолочные светильники. Это не тот сектор, в который следует вкладывать основную часть бюджета.
Направленный свет над торговой мебелью. В идеале использовать трековые светильники, хотя возможен вариант одиночных подвесных с регулируемой высотой размещения. Они будут вешаться не под потолок, а ближе к продукту. Проблему представляют высокие потолки. Распространенная ошибка – при потолках высотой более 3.5 метра трековые светильник размещают прямо под потолком, в этом случает свет доходит до продукта слишком рассеянным, тусклым. При высоких потолках в случае трековых светильников нужно четко указать высоту подвешивания трека для монтажников.
ВСТРОЕННОЕ освещение для ювелирных магазинов – сплошная головная боль. Дело в том, что самих светодиодных лент и линеек на рынке много, однако качественные светильники, в которые эти ленты встроены, найти не просто. Светильник собирают чаще производители мебели или монтажно-дилерские организации. Встроенный светильник будет состоять из тонкого длинного металлического профиля, к которому будет крепиться светодиодная лента, заглушек или угловых соединений, кабель-каналов, через которые к ленте будет подходить электропитание. И самые слабые места – это то, насколько аккуратно крепится кабель-канал к профилю, как кабель-канал крепится ко дну витрины (не торчат ли в этих точках предательские изгибы проводов), а так же крепление профиля к стеклу. Крепления двусторонним скотчем или УФ-клеем напрямую к стеклу сделать аккуратным почти не возможно. А все эти мелкие детали посетитель магазина замечает, т.к. его глаз настроен на то, чтобы рассматривать мелкие детали (в конце концов, он же в ювелирный магазин пришел). Поэтому, четко проработайте с поставщиком встроенных светильников:
1. Как будет обработана и закрыта точка выхода провода из дна витрины
2. Как будет замаскирован профиль (вариант «скотчем к стеклу» отметайте сразу)
3. Как будет «облагорожено» соединение кабеля и металлического профиля со светодиодной лентой
3. Как профиль с лентой будет прикреплен к витрине (через сверления в боковых поверхностях витрины; через распоры; с помощью ножек, которые одновременно являются кабель-каналами, ко дну витрины)
ДЕКОРАТИВНЫЙ свет используется как прием, чтобы подчеркнуть какой-то особенно красивую фактуру стен, зонировать пространство или визуально облегчить торговую мебель (актуально, когда в мебель нужно встроить сейфы). Иногда он становится исключительно атмосферным, дизайнерским приемом, а светильник может превратиться в арт-объект.
Как сэкономить без потери качества. При экономном проектировании, можно решить задачу общей освещенности зала за счет других уровней освещения. Точный выбор высоты размещения направленных трековых светильников и включение в трековую систему наряду с узкоугольными светильников с более широким углом раскрытия (60 и более градусов) даст необходимую общую освещенность в зале. Если ваша продукт – недорогое серебро, и выкладка достаточно «рыхлая» (бутик дизайнерских серебряных украшений или бижу), вполне можно отказаться от встроенного света, разметив трековые светильники на такой высоте, которая не позволит рассеять световой поток. Продут будет строго в луче света. И за счет более дешевых светильников подсветить проходы, зону примерки и ожидания.
Как все рассчитать? Конечно, не самостоятельно. Это должен сделать поставщик осветительных приборов – БЕСПЛАТНО. Это делается в бесплатной программе Dial LUX. Вы графически н схеме увидите, где и какая будет освещенность. Беда в том, что потолочный или трековый свет и встроенный свет редко можно купить у 1 поставщика. Проект будет делать поставщик верхнего сета, с ним нужно договориться о том, чтобы он включил в него встроенные светильники. Придется немного доплатить. Можно обратиться к светодизайнерам. Светодизайнерский проект не будет привязан к конкретному поставщику, он не ставить целью заставить вас купить приборы у конкретного продавца.
К вопросу выбора приборов и поставщиков - сейчас уже не стоит вопрос, какие светильники выбрать для направленного света – металлогалогеновые или светодиодные. СД, однозначно, т.к. приборы нового поколения дают такой же интенсивный свет, могут иметь высокие показатели по цветопередаче и позволять подбирать нужную цветовую температуру.
Сидоров Павел
Управляющий партнер
APproject
Оставить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий,
зарегистрируйтесь или войдите через соц. сети