Драгоценности русских цариц служили не только прекрасными произведениями ювелирного искусства для своих обладательниц, но и были отличительным знаком превосходства. Они демонстрировали великолепие и роскошь монаршего двора, заставляли трепетать и восхищаться одновременно.
Большая императорская корона
Главным украшением царских особо является, конечно же, корона. В коллекции Алмазного фонда кремля находится поистине шедевр ювелирного искусства - Большая императорская корона, созданная специально для Екатерины II по случаю ее восхождения на престол. В 1762 году придворный мастер Иеремия Позье представил перед будущей императрицей символ власти в виде двух полусфер, сотканных из металлического кружева с россыпью пяти тысяч бриллиантов, переливающихся вспышками света. Ажур представляет собой лавровые и дубовые ветви - символы прочной власти и славы. Раскрываются полусферы 75 жемчужинами, идеальными по цвету и размеру. Срединный венец украшает великолепная рубиновая шпинель весом почти 400 карат и бриллиантовым крестом.
Колье императрицы Александры Федоровны
Начало XX века ознаменовались падением монаршей власти в России, в результате чего пропали многие предметы искусства, в том числе и драгоценности. Тем не менее, до современников дошли описания великолепного жемчужного ожерелья, которое было преподнесено Александре Федоровне родителями Николая Романова в честь ее прибытия в Россию. 280 белоснежных крупных жемчужин-виноградин составляли общую длину почти два метра. В коллекции Алмазного фонда кремля находиться лишь застежка-фермуар из изумруда весом 250 карат и 54 обрамляющих белых бриллиантов в драгоценном кружеве. Известно, в 1967 году Оружейная палата в Московском Кремле устраивала выставку императорских драгоценностей, где было продемонстрировано жемчужное колье Александры Федоровны, но меньшее по длине. Предполагалось, что во время национализации большевиками имущества царской семьи, часть камней была удалена и распродана иностранным бизнесменам, как, впрочем, и большинство из императорских драгоценностей. Тем не менее, именно с 1967 года это колье больше никто не видел и ни в одной коллекции мира оно не значится.
Пряжки-аграф и бриллиантовые портбукеты
По случаю торжеств коронованные особы всегда надевали мантию из меха горностая и золотого глазета. Для ее поддержания придворные ювелиры изготавливали специальные пряжки-аграфы. Одним из таких произведений является аграф мастера Позье в виде ажурного банта из серебряного кружева и бриллиантов. Длина застежки составляет 25 сантиметров. Композиция изделия выполнена в виде трех ветвей переплетающихся с миниатюрными цветами, что придает пряжке эффект воздушности и особый шарм. Первоначальным владельцем являлась императрица Елизавета Петровна, а впоследствии пряжка-аграф передавалась по-наследству вместе с мантией.
Не менее интересными предметами из драгоценностей цариц являются портбукеты и эгреты. Первые - прикреплялись с помощью булавки к корсажу платья или ленты, вторые - укреплялись особым образом в прическе. Общей темой являлась возможность помещать внутрь портбукетов и эгретов небольшие букетики живых цветов или разноцветные перья. В Алмазном фонде кремля сохранилось несколько таких экспонатов конца XVIII века, выполненных из золота и серебра, инкрустированные бриллиантами, сапфирами и элементами цветной эмали.
Табакерки Екатерины II
В XVIII веке в России был распространен запрет на курение в публичных местах, поэтому особую популярность имел нюхательный табак. Исключением не стала и императрица Екатерина II, которая с удовольствием нюхала табак и коллекционировала специальные шкатулочки для его хранения - табакерки. Например, в Эрмитаже хранятся несколько подобных изделий мастеров Иеремия Позье и Жан Пьер Адора. Это золотая прямоугольная табакерка, инкрустированная бриллиантами и сапфирами, а также шкатулка с вмонтированными в крышку и дно специальными оттисками медалей. На последних изображена сама Екатерина II в образе Минервы, богини мудрости и справедливой войны, с доспехами и в шлеме. Таких медальонов было изготовлено всего тринадцать ювелиром И.Г. Вехтером в качестве награды участникам переворота во дворце для того, чтобы Екатерина смогла взойти на престол.
Мастер Иоганн Готлиб Шарф изготовил табакерку, на крышке которой красовалась любимая императрицей собачка Лизетта, а точнее медальон с красочной эмалью с изображением левретки. На другой овальной табакерке из золота с гильошированным узором размещался медальон с ульем и пчелами над розовым кустом. Эту цветовую композицию прекрасно оттеняла синяя эмаль, которой была покрыта шкатулка, а также надпись золотом «Полезное». Словом «полезное» украшались многие предметы роскоши Екатерины II, так как оно было своеобразным девизом императрицы.
Всего за 1920 - 1930 годы из хранилищ Алмазного фонда большевиками было распродано 569 предметов из драгоценностей русских цариц, осталось всего 114 - коронационные регалии, алмаз «Шах» и еще несколько уникальных камней, и украшения конца XVIII - начала XIX веков. Так, например, в 1927 году некий Норманн Вейс, бизнесмен из Америки, заплатил всего 50 тысяч фунтов стерлингов за 9,6 килограмма драгоценностей императорского двора, причем покупал оптом, без должной оценки. И в том же 1927 году выставил их на продажу в аукционном доме Christie's, где было распродано 124 лота. Среди них числились венчальная императорская корона, бриллиантовые и рубиновые броши-банты эпохи Екатерины II, и многое другое.
Драгоценности русских цариц, хранящиеся в музеях и частных мировых коллекциях - это лишь толика всего, что исполняли придворные ювелиры. Тем не менее, даже малая их часть приводит в восторг и без слов уверяет в том, что это настоящие предметы роскоши, достойные лишь королевских особ.
Елена Пондина
Оставить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий,
зарегистрируйтесь или войдите через соц. сети