Инвестиции. «Алроса» пытается использовать кризис и стать крупнейшим в мире производителем алмазов. Однако поможет ли это возродить находящийся в глубоком кризисе алмазный рынок?
«Бриллианты навсегда» – сегодня на сохранение справедливости этого слогана направлены усилия всех мировых добытчиков алмазов. Им есть чего бояться: по данным отраслевого агентства Rough&Polished, цены на необработанные алмазы упали почти на 75% со своих пиковых значений в прошлом июле, стоимость бриллиантов – на 15%, а оптовая торговля ограненными алмазами в этом году может сократиться с 21,5 млрд долл до 12 млрд.долл.
В такой невиданной «яме» рынок «лучших друзей девушек» оказался из-за трейдеров на ведущих мировых алмазных биржах. Те массово брали кредиты под залог камней, а когда в результате кризиса продажи упали, кредиторы предъявили претензии к обеспечению, забрали алмазы и по-быстрому их распродали. Рынок оказался наводнен качественными камнями, и цены рухнули.
«Вечная ценность» или кусок углерода? Таким образом, сейчас для игроков этого специфического рынка главное – не просто пережить кризис, но и не допустить дальнейшего падения цен. В противном случае бриллиант станет доступен, а значит, потеряет статус самого драгоценного камня. Не зря президент «Алросы» Сергей Выборнов, выступая на Международной конференции участников алмазного рынка в Антверпене, подчеркивал, что «мы должны обеспечивать и защищать образ бриллианта как «вечной ценности», который не может быть девальвирован или искажен в угоду каким-либо кратковременным выгодам. Если не поддерживать цену, бриллиант становится просто куском углерода».
Защиту «вечной ценности» De Beers, «Алроса», Rio Tinto и BHP Billiton начали с синхронного сокращения предложения сырья. Первым на это пошел крупнейший в мире производитель алмазов De Beers, который в первом квартале этого года сократил производство на 91%, до 1,082 млн каратов. О сокращении поставок на 30% заявили и в «Алросе». Следующим логичным шагом должно было стать сокращение добычи.
Зарубежные игроки так и сделали: например, De Beers полностью закрыл свои шахты в Ботсване, Намибии и Канаде, а Rio Tinto на три месяца приостановила работу рудника в Австралии. Однако в России как всегда решили пойти своим путем: «Алроса» обратилась к государству с просьбой закупать все добываемое ею сырье в Гохран, что позволило бы оставить добычу на прежнем уровне. Государство подставило монополии плечо: во-первых, с ноября 2008 года в Гохране стал формироваться запас алмазов на 2 млрд долл, а во-вторых, с 3,69 млрд до 9,5 млрд руб., был увеличен лимит затрат на покупку алмазов и драгоценных камней в 2008–2010 годах. В результате сегодня в Гохране оседает около 3 млн каратов драгоценных камней ежемесячно.
Атака на рынок. Впрочем, вопреки прогнозам отдельных экспертов, «Алроса» ненадолго ушла с рынка: уже с мая компания начала вести довольно активную политику по возвращению алмазам их прежней стоимости. И соответствующие усилия монополии можно условно разбить на два направления.
Во-первых, «Алроса» надеется стимулировать спрос, продавая камни по долгосрочным контрактам оптовикам – для этого в январе-марте в Бельгии были отобраны 15 компаний, с которыми будут подписаны длинные контракты от шести месяцев до трех лет. Контрактами предусмотрена цена, промежуточная между прошлогодним пиком и уровнем зимы 2008–2009 годов, а также обязательство в ряде случаев продать алмазы ювелирам не раньше, чем через 2-3 года. В общей сложности, по словам Сергея Выборнова, объем продаж по этим контрактам до конца года составит около 300 млн. долл.
Во-вторых, в ближайшие недели «Алроса» совместно с УК «Лидер» создаст закрытый ПИФ бриллиантов, который будут формировать высококачественные камни весом 3–5 каратов.
О первых итогах работы фонда менеджмент монополии обещал отчитаться в начале октября, однако уже сегодня рассчитывает, что интерес инвесторов к такому инструменту сбережения средств позволит «Алросе» продать алмазов в ЗПИФ на сумму порядка 500 млн. долл.
Оптимизм с оговоркой. Сергей Выборнов не скрывает: с помощью вышеупомянутых мер и поддержки государства он намерен окончательно оставить за спиной De Beers и превратить «Алросу» в лидера мирового алмазного рынка. Только в этом году с помощью трех инструментов – продажи сырья Гохрану, европейским трейдерам и ЗПИФу монополия рассчитывает выручить около 2,1–2,5 млрд. долл. Удастся ли ей осуществить столь масштабные планы?
«Пока цены, по которым «Алроса» будет осуществлять поставки сырья в Европу, ей очень выгодны, так как они выше тех, по которым она продает его в Гохран, – полагает эксперт Rough&Polished Сергей Горяинов. – Но на перспективы компании надо смотреть осторожно: на рынке по-прежнему слишком много алмазов, что серьезно сдерживает рост цен».
Еще более скептически настроен финансовый консультант FCP Исаак Беккер – с его точки зрения, интерес инвесторов к алмазному ЗПИФу будет значительно ниже, чем предполагает «Алроса». «Покупка алмазов сегодня – не лучшее решение из-за нестабильности и низкой ликвидности рынка, – резюмирует эксперт. – В бриллианты можно инвестировать лишь не более 5% капитала».
Оставить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь на портале или зарегистрируйтесь