Едва ли не главной проблемой, которую поставил перед алмазным рынком уходящий год, является беспрецедентный уровень задолженности ведущих добывающих корпораций – De Beers и АЛРОСА.
Основные причины накопления долгов De Beers и АЛРОСА в 2005 – 2008 годах во многом схожи – это, прежде всего, необходимость инвестиций в строительство и модернизацию рудников в Канаде, Ботсване и Западной Якутии. В эти «тучные» для алмазной промышленности годы уровень таких заимствований не выглядел чрезмерным в свете благоприятных ценовых прогнозов, построенных на стратегически правильной посылке об истощении известных месторождений и отсутствии открытия новых. Кризис принципиально изменил ситуацию: резкое падение спроса поставило ведущие алмазодобывающие компании в крайне жесткие условия, проблема долгов вышла на первое место.
На первом этапе антикризисные стратегии De Beers и АЛРОСА различались принципиально: De Beers практически остановила производство и прибегла к займам Anglo American, наращивая и без того немалый долг; АЛРОСА не стала сокращать добычу, но ушла с рынка, продавая всю продукцию в Гохран. В результате этих действий рынок избежал катастрофического обвала, компании сохранили свой производственный потенциал, но их баланс производит удручающее впечатление.
К концу 2009 года компании подошли со сравнимыми уровнями долговой нагрузки: $3,5 млрд у De Beers и $3,85 млрд у АЛРОСА. В отношении российской компании можно утверждать, что эта цифра – относительный успех, поскольку на 1 июня 2009 года долг АЛРОСА превышал $5 млрд. Тем не менее, такой уровень долгов представляется критичным, а финансовое положение ведущих алмазодобывающих компаний крайне неустойчивым. Учитывая сегодняшнее тяжелое состояние рынка труда и неблагоприятный прогноз по динамике безработицы на 2010 год в странах – основных потребителях изделий с бриллиантами, значительное снижение долговой нагрузки исключительно за счет роста продаж алмазной продукции представляется почти невероятным.
Необходимость радикального решения долговой проблемы, по-видимому, отчетливо осознается обеими компаниями, и в отличие от первоначальных антикризисных мероприятий, здесь, скорее всего, будет больше сходства, чем различий. В начале декабря поступило сообщение, что руководство De Beers рассматривает возможность увеличения капитализации компании на $1 млрд, что составляет, соответственно, 28% ее долга. Почти одновременно стало известно, что руководство АЛРОСА считает необходимым преобразовать компанию в открытое акционерное общество с целью «повысить инвестиционную привлекательность компании, снизить общий объем задолженности, повысить эффективность управления». Связь между существенным снижением долговой нагрузки и преобразованием АЛРОСА в ОАО заслуживает отдельного рассмотрения.
Основным кредитором АЛРОСА является ВТБ, долг перед которым составляет примерно $1,75 млрд. На эту сумму может быть произведена дополнительная эмиссия акций АЛРОСА. Эти акции выкупаются бюджетом РФ с оплатой «живыми деньгами». Полученные средства АЛРОСА направляет на погашение долга ВТБ. При этом бюджет РФ не несет никаких потерь, поскольку средства, полученные ВТБ от АЛРОСА, контролируются представителями РФ в органах управления ВТБ. Такая схема «докапитализации» единовременно на 45% снижает долговую нагрузку АЛРОСА, что существенно увеличивает защищенность компании перед зарубежными кредиторами, повышает ее рейтинги и инвестиционную привлекательность. Но в соответствии с российским законодательством (ФЗ «О приватизации федерального и муниципального имущества» и «Порядок выделения средств из федерального бюджета») такая процедура возможна только в отношении ОАО.
Главной проблемой, которую будет необходимо решать и De Beers, и АЛРОСА на пути снижения долговой нагрузки за счет проведения допэмиссии – достижение консенсуса основными акционерами. В случае De Beers – это Anglo American (45%), семья Оппенгеймеров (40%) и правительство Ботсваны (15%). В случае АЛРОСА – это РФ (51%), Якутия (32%), улусы алмазной провинции (8%). Это соотношение долей может измениться – спасительную для компаний допэмиссию выкупит тот из владельцев, у кого сегодня есть деньги. В данной схеме финансовая состоятельность на стороне семьи Оппенгеймеров и Anglo American в отношении De Beers, и бюджета Российской Федерации в отношении АЛРОСА. Вероятен сценарий уменьшения доли Ботсваны в De Beers, либо вопрос о сохранении доли будет увязан с переговорами о заключении нового соглашения с правительством Ботсваны по сбыту алмазного сырья, добываемого на территории этой страны. Переговорный процесс может сопровождаться резким подъемом публичного обсуждения успеха «бенефикации» и тому подобных внутриполитических тем.
Для Якутии принципиальное значение имеет сохранения блокирующего пакета (25% плюс одна акция), что, в соответствии с российским законодательством, обеспечивает возможности корпоративного контроля в отношении АЛРОСА на сегодняшнем уровне.
Проблема избавления от чрезмерной долговой нагрузки напрямую связана с проблемой уменьшения себестоимости основной продукции алмазодобывающих компаний. И если АЛРОСА как госкорпорация имеет некоторые преимущества при реструктуризации долгов описанным выше способом, то в плане сокращения издержек серьезные козыри – у De Beers. Комфортные климатические условия, предполагающие меньшие энергетические затраты, более высокая производительность труда и, соответственно, вдвое меньшая, чем у АЛРОСА, численность персонала, сложившаяся система сбыта, исторический опыт и репутация – конкурентные преимущества, которым АЛРОСА может противопоставить государственный статус компании. Следует также учитывать, что реальный политический вес De Beers в алмазодобывающих странах Африки позволяет выполнять социальные обязательства в оптимальном (для бизнеса) варианте. Государственный же статус АЛРОСА требует от нее существенно больших вложений в социальную инфраструктуру.
Поэтому господдержка – и в виде прямых закупок алмазов в Гохран, и в виде возможного повышения капитализации АЛРОСА в ходе преобразования ее в ОАО, может оказаться решающим фактором в обеспечении конкурентоспособности российской компании, в удержании и даже повышении ее доли на рынке в среднесрочной перспективе. Долгосрочный же прогноз предполагает, что конкуренция себестоимостью добываемой продукции становится ключевым фактором, определяющим будущее рынка алмазного сырья.
Оставить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь на портале или зарегистрируйтесь