СЕГОДНЯ, 25.04.2024 | КУРСЫ ВАЛЮТ, ЦБР (руб.): USD: 92,5058 EUR: 98,9118 | ДРАГ. МЕТАЛЛЫ, ЦБР (руб./г.): ЗОЛОТО: 6925,11 СЕРЕБРО: 80,05 ПЛАТИНА: 2691,59 ПАЛЛАДИЙ: 2965,21 | LONDON FIX (usd/ozt): AU: 2298,55 AG: 26,78 PT: 923,00 PD: 998,00
Три источника и три составных части ювелирки

Три источника и три составных части ювелирки

Сакральный треугольник – дизайн, материалы, технология. Для многих связь между этими понятиями очевидна, ну а некоторые считают, что полет фантазии дизайнера нельзя ничем ограничивать. Попытаемся разобраться в этом вопросе.

Ювелирный дизайн бывает разным, и, соответственно, различны и его задачи.

Первый вид – прорывной. Он встречается весьма редко, так как талантливых, харизматичных и, если хотите, гениальных дизайнеров можно пересчитать по пальцам на одной руке. Они открывают новые горизонты, могут изменить взгляд на привычные вещи, в определенной степени диктуют моду на украшения, задают направления развития дизайна. Гениальному дизайнеру все равно, как будет воплощено в материале начертанное им украшение. Он выше этого.

Второй – эксклюзивный. Он достаточно распространен, так как ювелиры-индивидуалы и многие ювелирные фирмы работают над единичными украшениями и над их коллекциями. Такие изделия можно разбить на три основные группы. Первые – выставочные, основной задачей которых является поразить, эпатировать публику, показать полет фантазии. Эргономика таких изделий часто не выдерживает критики, и они не предназначены для постоянной носки. Часто к этой группе относятся подиумные вещи, предназначенные для модных показов. Вторые – выставочно-имиджевые. Как правило, выполнены из самых дорогих материалов, с использованием эксклюзивных драгоценных камней индивидуальной огранки. В них часто экспериментируют с новыми материалами, покрытиями, технологиями и конструкциями. Стоимость изделий второй группы сверху ничем не ограничена. При создании украшений первой и второй группы дизайнер правит бал – его задумки должны воплощаться в жизнь без особых изменений любой ценой. Третьи – выполненные по пожеланиям конкретного заказчика. В этом случае дизайн и стоимость определяет заказчик-покупатель, иногда и не сильно искушенный в веяниях моды и не обладающий изысканным вкусом.

Третий – дизайн серийных ювелирных изделий. Он самый распространенный, его разработкой заняты тысячи проектировщиков, работающих сейчас, как правило, с использованием  компьютерных 3D-программ. В этом случае дизайн определяется маркетологами фирмы или коллективным разумом группы по приемке и утверждению эскизов. Дизайн зажат в узкие рамки обеспечения невысокой себестоимости изделия, технологических возможностей конкретного производства, потребностей или диктата рынка. Современный грамотный проектировщик таких изделий обязательно должен представлять (а лучше знать) технологические приемы изготовления проектируемого им изделия. Иначе при воплощении в материале будут возникать определенные проблемы, которые могут привести к тому, что реальное украшение будет принципиально отличаться от задуманного, причем не в лучшую сторону. Здесь уже доминируют технологии и материалы, а не дизайн.

В настоящее время появляется много новых материалов, расширяющих возможности дизайнеров. Они требуют новационных технологий обработки. В то же время прогрессивные дизайн-идеи становятся локомотивом развития материалов и технологий.

Рассмотрим ряд примеров.

1. Разработка технологии нанесения цветных гальванических покрытий сплавами золота явилась серьезным шагом вперед. До недавнего времени для создания многоцветных изделий приходилось компоновать элементы из сплавов золота разных цветов (желтого, розового, белого, зеленого и т.д.). Или различными методами соединялись разнородные металлы различных оттенков (золото, серебро, платина и др.). Теперь, нанеся локальное гальваническое покрытие на необходимый участок поверхности, можно получать желаемое многоцветие гораздо проще. А использование стилогальваники позволило дополнительно упростить процесс локального нанесения гальванических покрытий.

2. Мода на особенные цвета золота потребовала, с одной стороны, разработки новых «цветных» сплавов на основе золота, а с другой стороны, создания сложных электролитов и технологий для осаждения сплавов золота различных диковинных оттенков – лимонного, персикового, голубого, а также черного родия и рутения.

3. Создание автоматизированного оборудования и специальных электролитов дало возможность гальванопластического формирования изделий из сплавов золота 16 и 18 карат. До недавнего времени гальванопластические изделия изготавливались из осадков чистого золота.

4. Использование электрохимического полирования и фактурирования с использованием импульсных токов позволяет декорировать и придавать блеск сложнопрофилированным труднодоступным для абразивного инструмента поверхностям. Это позволяет проектировать и создавать изделия с такими поверхностями.

5. Применение лазерного раскроя и сборки изделий значительно расширило горизонты ювелирного дизайна. Появилась возможность относительно дешевого формообразования объемных ажурных сложнопрофильных изделий. Образовался новый класс доступных по цене украшений, при изготовлении которых разрешилась проблема избыточного веса, невозможности прополировывания и фактурирования внутренних поверхностей. Изделия, как оригами, формообразуются из развертки, выкраиваемой из тонколистового полированного проката.

6. Использование технологии 3D-прототипирования для «выращивания» полимерных моделей сложной формы для последующего «прямого» литья (литья без использования резиновых или силиконовых пресс-форм) дало возможность изготовления целого класса изделий литьем целиком, что ранее было недоступно. Такие изделия раньше либо создавались вручную, либо собирались из мелких деталей.

7. Технология формирования полимерных эмалей холодного или ультрафиолетового отверждения составила серьезную конкуренцию горячим ювелирным стеклоэмалям за счет простоты нанесения и сравнительной дешевизны.

8. Так называемые «нанокерамические» покрытия. При всей агрессивной, не всегда обоснованной рекламной кампании по их продвижению в ювелирную отрасль, а также ряда ограничений по внешнему виду и технологии нанесения они также смогли завоевать своего потребителя.

Рассмотрим кратко, как дизайн, материалы и серийность изготовления изделий определяют технологию их изготовления.

Основные технологии при производстве ювелирных изделий делятся на формообразующие и декорирующие. Наиболее распространенных формообразующих технологий не так уж и много: ручное изготовление, литье, литье по выплавляемым моделям (в том числе и так сейчас называемое «прямое»), штамповка, фрезерование, лазерный раскрой, электроэрозионный раскрой, гальванопластика, 3D-выращивание из металлических порошков (SLM-технология). Декорирующих намного больше, к ним относятся не только полирование, фактурирование поверхности и формирование на ней рельефа, надписей и рисунков различными способами, но и нанесение всевозможных металлических и неметаллических покрытий, формирование конверсионных декоративных пленок.

Есть золотое правило технолога: у каждой технологии есть своя оптимальная область применения. Нет и не может быть технологических приемов, позволяющих изготовить одинаково производительно с низкой себестоимостью любые ювелирные изделия. Для каждого украшения необходимо подбирать свою уникальную технологическую цепочку формообразующих и декорирующих операций в соответствии с дизайном, конструкцией, используемыми материалами и серийностью изготовления. Штамповка выгоднее всего для крупносерийного и массового производства, так как в этом случае окупаются затраты на изготовление дорогостоящей технологической оснастки. Ручное изготовление нерентабельно при любом тиражировании изделий. Любые 3D-технологии возможны от единичного до любого серийного производства. Штамповать лучше плоские изделия, гальванопластика диктует определенный дизайн изделиям, они должны обладать сглаженной поверхностью без острых углов и поднутрений. Фактурировать сложнопрофильные ажурные поверхности лучше бесконтактными способами – химическим, электрохимическим, лазерным.

Необходимо также упомянуть и возможность проектирования украшений определенного дизайна под конкретные технологии их изготовления. Пример – использование высокопроизводительных турбогалтовочных машин для полирования поверхности ювелирных изделий. Ни для кого не секрет, что в таких машинах эффективнее всего обрабатываются изделия относительно простой формы, без выступающих деталей, поднутрений, сеток, острых и прямых углов. Причем изделия должны быть относительно больших партий, примерно одинакового веса и формы, выполненные из одного материала. Первыми такие машины в ювелирной промышленности стали использовать итальянские фирмы. И изделия итальянцы стали проектировать авангардного дизайна, позволяющего использовать указанные выше формы при крупносерийном производстве. Дешево и выгодно. А когда российские производители стали массово закупать турбогалтовочное оборудование для встраивания в технологическую цепочку изготовления изделий «российского» дизайна (большое количество камней и кастов, сложные формы, поднутрения, выступающие элементы, мелкоячеистые сканные сетки и др.), возникало множество проблем, которые пришлось решать конкретным российским технологам.

Так прослеживается неразрывная связь ювелирного дизайна, материалов и технологии изготовления. Некоторые моменты могут показаться спорными, но моей задачей было подтверждение постулата: проектировщик ювелирных украшений, не знающий, как и из чего будет изготавливаться задуманное им изделие, в современном производстве профнепригоден.

Материал опубликован в ЭКСПО-ЮВЕЛИР №2(117) май - сентябрь 2020

Галерея

Другие публикации в рубрике Дизайн:


Ювелирный индастриал
5 сентября 2020 г. Дизайн
Ювелирный индастриал

Индастриал (от англ. industrial — «промышленный») Впервые в этом разделе о дизайне ювелирных магазинов речь пойдет об архитектуре, связанной с архитектурой ювелирных заводов. Создание ювелирных изделий – процесс завораживающий и …

Манана Сухиташвили


Кое-что о дизайне и дизайнерах российских ювелирных изделий
16 мая 2020 г. Дизайн
Кое-что о дизайне и дизайнерах российских ювелирных изделий

Сначала пару слов о терминологии Под термином «дизайн» будем понимать, во-первых, внешний вид изделия, во-вторых, процесс его художественного конструирования. Что первично – дизайн или производство В идеале организовывать фирму и …

Сергей Галанин

Поделиться в соц. сетях:

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ:

515

Оставить комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий,
зарегистрируйтесь или войдите через соц. сети

ЭКСПО-ЮВЕЛИР / ЮВЕЛИР-ТЕХ РЕКОМЕНДУЮТ
ДЕМЕТРА-САПФАЕРР, АО ДЕМЕТРА-САПФАЕРР, АО
Москва
Производство и оптовая продажа ювелирных изделий
ИНДИАН ДЖЕМС, ООО ИНДИАН ДЖЕМС, ООО
Кострома
INDIAN GEMS - оптовая продажа ювелирных вставок из полудрагоценных, поделочных и синтетических камней
VESNA jewelry VESNA jewelry
Кострома
Миссия бренда Vesna jewelry – создавать ювелирные украшения, которые может себе позволить любая женщина, независимо от социального статуса или дохода. Мы стремимся осчастливить каждую женщину, котора…
Ювелирный дом "ЯКУШЕВ" Ювелирный дом "ЯКУШЕВ"
Красное-на-Волге
Производство и оптовая торговля изделиями из драгоценных металлов с фианитами, жемчугом и алмазной обработкой.
Zhejiang Lixin Jewelry Technology Co., Ltd Zhejiang Lixin Jewelry Technology Co., Ltd
Цзиньхуа
Крупнейший производитель автоматизированных линий по производству цепевязальных станков в Китае.

ПОДПИШИСЬ НА ЮВЕЛИРНЫЙ ВЕСТНИК

Введите имя и адрес электронной почты, чтобы подписаться на рассылку