Алмазы: отсутствующий товарный дериватив

Алмазы: отсутствующий товарный дериватив

Рынки деривативных инструментов существуют для большинства основных сырьевых товаров, однако алмазы выделяются на их фоне как яркое исключение, отмечает эксперт в области финансовых услуг Джеймс Маквинни (McWhinney) в своей статье.

Рынки деривативных инструментов для нефти, зерна, соевых бобов и другой продукции глобальной экономики хорошо сформированы, на них осуществляются масштабные торги финансовыми контрактами, стоимость которых основана на соответствующих активах. Примечательно, что если стоимость дериватива основана на некоем активе, то владение деривативом не требует права собственности на соответствующий актив. Товаропроизводители часто используют деривативы, чтобы зафиксировать цены на ту продукцию, которую они выведут на рынок или закупят на рынке в определенное время в будущем.

Реальность рынка



Многие годы алмазы и железная руда являлись двумя основными товарами, для которых различные группировки пытались создать инструменты биржевой торговли. Те, кто стремился создать рынки деривативов, рекламируют такие рынки как способ хеджирования рисков по товарным продуктам путем фиксирования цен. И хотя это обоснованный аргумент, действительность состоит в том, что значительная часть рынка деривативов подогревается спекулянтами. Рынок деривативов часто превышает по объему рынок фактически существующих продуктов. Это происходит потому, что спекулянты не хотят заниматься физической поставкой и получением товара, а предпочитают торговать контрактами и делать деньги.



Железная руда выходит на рынок



Железная руда представляет собой интересный пример того, как можно создать рынок деривативов. В течение приблизительно 40 лет производители железной руды имели долгосрочные контракты с покупателями из сталелитейной промышленности. В 2008 году два крупных банка запустили свопы на железную руду. Это привело к созданию рынка краткосрочного капитала, привязанного к текущей цене на железную руду. Спекулянты начали проводить торги в надежде на получение прибыли. Прочие банки вскоре также вышли на этот рынок и рынок увеличился.



Почему не алмазы?



Рынок алмазов в значительной степени представлял собой монополию, контролировавшуюся семейством компаний De Beers с середины первого десятилетия XIX века до 2000 года. De Beers регулировала поступление алмазов, чтобы контролировать цены. De Beers осуществляла маркетинг и продажу того, что многие знатоки отрасли рассматривают в качестве потребительского товара в отличие от сырьевого.



Без стандартов



Несмотря на то, что монополия закончилась, реальность заключается в том, что алмазы главным образом продаются как драгоценности. В отличие от всех других сырьевых товаров, у них небольшая ценность с точки зрения перспективы промышленного использования. Также им не хватает стандартизации и контрольных показателей.



Например, нефть продается баррелями. Золото продается слитками. Эти меры имеют стандартные размеры и однородны по составу, благодаря чему их просто сравнивать друг с другом. С другой стороны, алмазы уникальны. Каждый алмаз отличается от последующего, из-за чего их сложно оценивать. В настоящее время не существует спотовой цены на алмазы, и это означает, что вероятные инвесторы не обладают инструментом для расчета цены, так как цена отличается от продавца к продавцу.



Преодолевая препятствия



Сторонники создания рынка деривативов предвидят развитие торговли корзинами бриллиантов (обработанных алмазов в отличие от неограненных и неотшлифованных алмазов) установленного веса и качества. Учитывая, что большинство спекулянтов на рынке деривативов никогда в действительности не принимает поставку реального товара, такое решение может быть приемлемым, хотя доставка соответствующих бриллиантов может стать трудной задачей, если инвесторы захотят их получить. И хотя этот вопрос может быть урегулирован путем наличных расчётов или скидок, предназначенных для возврата покупателя к исходному состоянию, если поставка не будет соответствовать тому, что было обещано, тем не менее результатом всего этого станет недовольный покупатель, если в силу конкретных причин ему необходимы бриллианты, указанные в контракте.



Прежние попытки



Усилия по созданию рынка деривативов для алмазов предпринимаются в течение десятилетий. Согласно данным Регистра алмазов, 194 контракта на алмазы участвовали в торгах на Сырьевой фондовой бирже Западного Побережья (West Coast Commodities Exchange) в 1972 году. Через две недели эти попытки потерпели неудачу. В 2007 году была предпринята попытка создать индекс алмазов, чтобы получить установленную цену. Такая практика на рынке не устоялась.



Глядя в будущее



По состоянию, существовавшему в 2009 году, интерес к созданию рынка деривативов поддерживался несколькими крупными банками. Несмотря на малую вероятность того, что производители алмазов поддержат эти усилия, со временем рынок будет создан, так как производители алмазов и покупатели захотят хеджировать риски, а спекулянты желают получать прибыль. Компании в Индии и Китае могут поддержать эти усилия, так как спрос на драгоценности в этих двух странах превышает спрос в других государствах. Потенциальными покупателями являются также страны Ближнего Востока. Первоначальных усилий достаточно для того, чтобы сосредоточить внимание на рынке деривативов, не предполагающем реальной поставки товара.



В то же время инвесторы могут получить ограниченный доступ к этому рынку посредством инвестиций в обращающиеся на бирже  горнодобывающие компании, имеющие алмазные рудники. Инвестирование в продающиеся на бирже акции поставщиков драгоценностей также создает определенные возможности. В остальном это всего лишь выжидательный образ действий.


Джеймс Маквинни





Источник: Rough&Polished
2308

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ: