Драгоценные камни и самоцветы

В современном мире, в век развития высоких технологий и наукоемкого производства, большая часть предметов, созданных человеческими руками, до сих пор состоит из минералов и их агрегатов – горных пород, или получена из них.

Действительно, камень различных архитектурных сооружений, кирпич и цемент современных зданий, металлы, из которых сделаны машины – все это в разной степени преобразованные горные породы. Вся наша планета состоит из горных пород. Однако, несмотря на широкую распространенность, существует определенная группа минералов, встречаемость которых в природе ничтожно мала, а их стоимость обратно пропорциональна распространенности. Это в первую очередь драгоценные камни и другие минералы, применяемые в качестве украшений.

То есть одним из свойств, существенно влияющих на цену ювелирных камней (помимо внешней красоты, долговечности и пр.), является их относительно редкая встречаемость в природе.

Происхождение большинства минералов применяемых в ювелирном деле связано с глубинными (магматическими и метаморфическими) процессами земной коры, протекающими в условиях высоких давлений и температур, реже с природными процессами, проходящими на поверхности земли.

Из всех минералов наиболее высокие температуры и давления необходимы для образования алмазов. В природе их находят в так называемых кимберлитовых трубках («трубках взрыва»), которые представляют собой цилиндрические тела глубинных ультраосновных пород, уходящих на глубину более 50 км. в нижние, околомантийные слои земной коры. Считается, что кимберлитовая магма доставила алмазы из глубин земной коры к ее поверхности.

Целая группа драгоценных камней (рубин, сапфир, изумруд, топаз, аквамарин, турмалин, аметист, горный хрусталь и др.) в природных условиях связана с так называемыми пегматитовыми и гидротермальными образованиями. Рост кристаллов здесь происходил в пустотах горных пород на заключительных стадиях застывания и кристаллизации магм. При затвердевании объем земной коры уменьшается, и в ней появляются трещины и пустоты. Стенки этих пустот омываются, горячими гидротермальными растворами с растворенными в них солями металлов, что и вызывает рост кристаллов. От химического состава гидротермальных растворов и вмещающих пород, а так же от температурно-барометрических условий образования зависит то, какой минерал образуется, форма его кристалла, цвет, чистота и т. п.

В связи с постоянным ростом спроса на самоцветы и их относительно малой распространенностью, попытки синтезировать драгоценные камни, или изготовить что-то «совсем неотличимое» были всегда. Еще Плиний Старший (23-79 гг. н.э.) писал, что «нет в мире такого мошенничества или обмана, который принес бы больше выгоды, чем подделка драгоценных камней». После успешного познания условий образования драгоценных камней в природе, в конце XIX в. был синтезирован рубин и другие окрашенные разновидности корунда, в XX в. изумруд и алмаз. К настоящему времени значительная часть самоцветов уже воспроизведена искусственно, сейчас «подделка» драгоценных камней носит промышленные масштабы, и ничего криминального в ней нет. Все дело в том, что и под каким названием продается. Ведь если мы покупаем, например фианит и знаем при этом, что это именно фианит, а не бриллиант, при этом платим соответствующую цену, то никакого мошенничества здесь нет. Но так бывает не всегда.

К сожалению, современная ювелирная промышленность, продавая синтетические камни, не всегда отражает это в соответствующем формуляре и товарном ярлыке. Причем нередко синтетические вставки продаются под чужим именем. Так, под видом александрита, нередко продается ванадийсодержащий корунд с «александритовым эффектом» (реверсом цвета), фианит в большинстве случаев продают как циркон, а ведь это разные минералы. То есть поступает наша торговля по отношению к покупателю не совсем честно.

Еще большую путаницу вносят так называемые торговые или коммерческие названия, когда для привлечения внимания покупателей торговцы часто выдавали и выдают тот или иной самоцвет за более дорогой, прибавляя к новому названию дополнительный термин. Так, например, под видом «разновидностей рубина» на мировом рынке продаются около 25 наименований менее дорогих самоцветов. Гранат можно купить как капский, богемский, цейлонский или аризонский рубин, как аделаида- или эли-рубины. Как рубин-балэ продается розовая шпинель, а под видом сибирского рубина вы, скорее всего, приобретете красный турмалин. Так же и с алмазами: горный хрусталь предлагается как немецкий, аляскинский, корнуэльский алмазы, топаз – как саксонский или сибирский, циркон – как невольничий или матарский алмазы и др. Та же история и с другими камнями: под видом «каких–либо изумрудов» продается как минимум 27 наименований других минералов, даже покупая раухтопаз многие уверены, что покупают дымчатый топаз, а не кварц.

Поэтому, покупая ювелирное изделие с «двойным» названием камней нужно быть очень осторожным, а от покупок таких изделий в странах востока лучше отказаться, там торговые названия традиционно более распространены.

В некоторых странах для исправления данной ситуации даже приняты соответствующие законоположения. Так, парламент Великобритании еще в 1968 г. принял соответствующий законопроект и заставил по-новому взглянуть на проблему правильного названия камней. Законом предусмотрены меры наказания за неверное название самоцвета: например продажа синтетичного рубина или изумруда под названием «рубин» или «изумруд» считается неверным описанием товара и попадает под действие этого закона.

В нашей стране неверное указание информации на товарном ярлыке ювелирного изделия (в том числе и наименований ювелирных вставок) так же преследуется по закону, а проверить достоверность этой информации покупатель всегда может, обратившись в инспекцию пробирного надзора.
Источник: vsgipn.ru
2374

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ: