Исторические камни

Алмазы

Количество алмазов весом более 100 каратов в ограненном виде весьма ограниченно, хотя и значительно возросло после открытия южноафриканских копей. Не говоря даже о размерах алмазов, их стоимость такова, что они имеют гораздо большее значение, чем просто украшения: это сгустки великого могущества и потенциальный источник благ и бедствий. В былые времена деспотических правителей великолепные алмазы нередко находились в слабых руках, и это вызывало зависть алчных могущественных соседей и повергало целые страны в ужасы безжалостных кровавых войн. В более цивилизованные времена владельцы крупных алмазов часто использовали их в качестве залога при получении денежных сумм для пополнения оскудевшей казны. Так, могущество Наполеона могло бы пошатнуться, если бы ему не удалось получить заем, заложив принадлежавший ему известный алмаз «Питт». Во время социальных катаклизмов счастливые обладатели драгоценностей могли повсюду реализовать их по настоящей цене, в то время как денежные знаки превращались в простые бумажки, а стоимость драгоценных металлов, определяющаяся их весом, также была значительно меньше. История известных камней - это часто длинное романтическое повествование с захватывающими подробностями.

Индия
«Кох-и-Нор»

Считают, что знаменитый алмаз «Кох-и-Нор» («Гора света») был обнаружен в копях Голконды в Южной Индии и в первозданном виде весил 800 каратов. В самых древних рассказах о нем, вероятно, больше вымысла, чем истины. Рассказывают, что камень попал в руки основателя династии Великих Моголов, затем принадлежал Шах-Джехану и украсил его церемониальный Павлиний трон. Персидский шах Надир, покоривший Индию, захватил огромную добычу, среди которой был и этот камень; завоеватель отвез его в Исфаган. После убийства шаха в 1747 году основанная им империя распалась, как это не­редко бывает. Таковы плоды деспотического правления! Во вре­мя беспорядков в Исфагане обладателем этого знаменитого алма­за и «Рубина Тимура» стал афганец Ахмад Абдали, который пред­принял безуспешную попытку захватить трон; он увез эти камни с собой в Кандахар, где основал королевскую династию и принял имя Дурр-и-Дауран (Жемчужина века), по которому его семья стала называться Дуррани. Он умер в 1773 году. Его сын Тимур перенес столицу в Кабул и туда же перевез свои сокровища. Пос­ле смерти Тимура в 1793 году последовал долгий период смуты. Преемником Тимура был пятый из двадцати трех его сыновей, Заман-Мирза. Ему было трудно сохранить свое положение, и поэтому он уступил Лахор сикхскому авантюристу Ранджиту Сингху, но в том же году был свергнут с трона своим братом Махмудом. Тот в свою очередь был свергнут с трона сторонниками другого брата,    Шуджа-уль-Мулька. Последний не пользовался любовью подданных, и в 1813 году, чтобы спасти жизнь, бежал в Лахор, захватив с собой драгоценности. Раджа Ранджит Сингх предоставил ему убежище, но взамен потребовал все драгоценно­сти, включая и «Кох-и-Нор».

Знаменитый алмаз оставался в Тошахане, близ Лахора, до 1849 года, когда сокровище перешло во владение Ост-Индской компании; по поручению компании лорд Далхаузи 3 июня 1850 года преподнес камень королеве Виктории. Камень был показан на «Великой выставке» в 1851 году. К этому времени еще сохранилась первоначальная индийская огранка, но в 1852 году под наблюдением королевского минералога Джеймса Теннанта камень был переогранен в низкий бриллиант; вес его при этом уменьшился со 191 до 108,9 метрического карата. Мудрость этого поступка представляется весьма сомнительной. В новой форме алмаз не достиг точных пропорций бриллианта, лишь немного улучшилась его игра; но самое печальное то, что с потерей изначальной формы камень утратил большую долю привлекательности, перестав быть столь интересным историческим объектом.

Королева Виктория носила «Кох-и-Нор» в качестве броши; после ее смерти камень был причислен к королевским регалиям; он был укреплен в центре переднего креста Государственной короны, которая вначале принадлежала королеве Александре, а затем королеве Марии; после этого камень укрепили в новой короне, изготовленной фирмой «Гаррард и К» для коронации ее Величества королевы Елизаветы (королевы-матери).

Великолепный камень, одинаково хорошо известный и под названием «Питт», и под названием «Регент», был найден в 1701 году в знаменитых алмазных копях Партиаля, на Кистине, примерно в 240 км от Голконды, в Южной Индии; в первоначальном виде он весил 410 каратов. Неизвестными путями он попал в руки персидского купца Джамчунда, у которого камень приобрел Вильям Питт, губернатор форта Св. Джорджа в Мадрасе, за 20 400 фунтов. По возвращении в Англию Питт приказал огранить камень в совершенный бриллиант, вес которого стал равным 140,5 метрического карата. Огранка продолжалась два года и обошлась в 5000 фунтов. Известно, что более 7000 фунтов было выручено от продажи обломков камня. Питт пребывал в постоянном страхе, опасаясь кражи камня, и наконец, в 1717 году, после долгих торгов расстался с ним, продав герцогу Орлеанскому за огромную сумму - 3 750 000 франков, что в те годы составляло около 135 000 фунтов. Камень был вправлен в корону Людовика XIV во время его коронации в 1722 году. Вместе с другими королевскими регалиями он был украден из Гард-Мёбл 17 августа 1792 года, в начале Французской революции, но в конце концов был подброшен ворами обратно, несомненно потому, что они не знали, как избавиться от такого известного камня, оставив его целым. В последнее десятилетие XVIII в. алмаз был использован Наполеоном в качестве залога для обеспечения его походов всем необходимым. Выкупленный на аукционе вместе с другими драгоценностями Французской короны, он был помещен в Лувр и выставлен для обозрения. Во время вторжения гитлеровцев в Париж в 1940 году камень был отправлен в замок Шамбор и спрятан за панелью мраморного камина. В настоящее время камень снова находится в Лувре. Его размеры 30x29x19 мм; камень отличается необыкновенным блеском, игрой, что связано с совершенством его бриллиантовой огранки.

Знаменитый камень «Орлов» («Амстердам», или «Лазарев»), вероятно, является самым замечательным из всех алмазов, когда-либо найденных в Индии. Он был обнаружен в Коллурских копях Голконды в начале XVII в. и представлял собой обломок весом 300 каратов, отделившийся по плоскости спайности от более крупного кристалла алмаза, имевшего форму округлого додекаэдра. Судя по форме обломка, полный кристалл должен был весить 450 каратов, так что найденный обломок составлял около двух третей первоначального камня. Камень был приобретен Шах-Джеханом; огранка была сделана в виде индийской розы с большим количеством маленьких граней, расположенных ярусами. Камень до сих пор еще сохранил первоначальную индийскую огранку и поэтому представляет собой огромный исторический интерес.

База камня соответствует плоскости скола. Высота камня от базы 22 мм, длина 35 мм, ширина от 31 до 32 мм. После огранки вес камня уменьшился до 199,6 метрического карата, и Шах-Джехан был очень недоволен этой потерей. Камень имеет приятный голубовато-зеленый оттенок.

Согласно легенде, алмаз «Орлов» был одним из алмазов, служивших глазами статуи Брамы, установленной в храме на одном из островов реки Каувери близ Тричинополи, в Мадрасе. Алмаз был украден в начале XVIII в. французским солдатом, который предательски втерся в доверие к жрецу храма и стал одним из охранников храма. Он продал камень за 2000 фунтов капитану английского корабля, а тот в свою очередь продал его торговцу-еврею в Лондоне за 12 000 фунтов.

Какой бы ни была на самом деле ранняя история камня, несомненным является тот факт, что в 1773 году его купил в Амстердаме у армянского купца Лазарева князь Григорий Григорьевич Орлов и приподнес императрице Екатерине II. Говорят, что за камень было уплачено 400 000 рубдей, или, в другом варианте, 90 000 фунтов вместе с 4000 фунтов ренты.

Камень «Орлов» был вставлен в резную серебряную оправу и укреплен в верхней части Российского державного скипетра. В настоящее время он хранится в Алмазном фонде СССР в Москве.

В течение длительного времени история алмаза «Дерианур» оставалась неизвестной. Предполагают, что так же как и «Орлов», он был найден в Коллурских копях и в дальнейшем стал частью добычи, с которой вернулся в Персию шах Надир; после этого камень находился в сокровищнице иранских шахов. В 1791 году его увидел Харфорд Джонс (позднее сэр Харфорд Джонс Бриджес) 2 и высказал предположение, что это тот самый камень, который видел путешественник Жан-Батист Тавернье в Голконде в 1642 году. Тавернье описал крупный камень таблитчатой формы весом 176 (1/8) мангелина, или 242 (5/16) в французского карата. (Мангелин - единица веса, употреблявшаяся в Голконде и Визапуре и равная 13/8 французского карата.) Камень был известен под названием «Большая таблица». Это предположение нашло подтверждение во время недавней проверки «Дериаяура» в Тегеране. Изучение показало, что камень, в настоящее время вставленный в прямоугольную золотую оправу вместе с небольшими алмазами, вне всякого сомнения, является «Большой таблицей» или, вернее, частью этого камня. Цвет «Дерианура» бледно-розовый; среди шахских сокровищ есть розовый бриллиант, вставленный в тиару; вполне вероятно, что это другая переограненная часть «Большой таблицы». Повидимому, «Большая таблица» случайно раскололась и ее меньшая часть была огранена бриллиантом (гранями «Большой таблицы» служили природные грани кристалла). Приблизительный вес оставшихся частей алмаза составляет 176 и 67 метрических каратов для «Дерианура» и бриллианта соответственно, так что, по-видимому, первоначальный вес «Большой таблицы» должен был превышать вес, указанный Тавернье.
«Дерианур».
«Орлов».
«Питт», или «Регент»

 

4729

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ: