Сказки о золоте, придуманные нами?

Неизвестно, кто впервые придумал украшать себя золотом и драгоценными камнями, но совершенно очевидно, что идея это возникла ровно в тот момент, когда в человеке проснулось чувство прекрасного. Но сегодня, покупая ювелирное украшение, мы руководствуется не только собственным ощущением красоты, но и модными тенденциями, советами близких и рекомендациями специалистов. Однако как быть, если все, что знаешь о золоте, — это многочисленные стереотипы и домыслы, отголоски информационного вакуума из прошлого. Попробуем развенчать сложившиеся мифы и разобраться, что же такое золото на самом деле.

Миф №1. Золото — самый стойкий драгметалл

То, что мы видим в ювелирных магазинах, на самом деле не чистое золото, а сплав металлов, содержащий лишь часть этого благородного ископаемого. Чистое золото имеет мягкую и пластичную структуру и используется разве что в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве, например, в виде сусального покрытия для церковных куполов. В некоторых странах золото добавляют в напитки, хлопьями из чистого золота украшают десерты. В ювелирных украшениях соотношение чистого золота легко опередить по значению пробы. Наиболее популярная 585-я проба говорит о том, что в металле содержится 58,5 % чистого золота.

Миф №2. Настоящее золото — желтое золото

Мифы о золотом руне, легенда о сокровищнице Тутанхамона навсегда закрепили за золотом образ драгоценного металла цвета солнца. И действительно, цвет чистого золота — ярко-желтый. Лишь в XX веке ученые стали использовать лигатуры, способные изменять оттенок драгметалла. Лигатура — это особый сплав, добавляемый в состав ювелирного изделия для улучшения его эстетических и физических свойств. Вспомните советское время, когда ювелирные изделия теплой цветовой гаммы пользовались бурным спросом, и  до сих пор наши мамы и бабушки носят обручальные кольца из красного золота. 

Сегодня опыты ювелиров куда более разнообразней. Мы уже знаем, что за белый оттенок золота отвечают платина, палладий и никель, за красный – кобальт, а желтый с оранжевым придает медь. Розовое золото получается из сочетания золота, меди и серебра, а черное золото — посредством комбинации золота, кобальта и хрома. 

«Золото нестандартного цвета изготовить можно, однако такие изделия получатся хрупкими, и носить их не так просто. Если уронить пурпурное или голубое золото о твердую поверхность, оно рассыплется. Как вариант,  можно сделать составное украшение, часть из которого будет из цветного золота, а другая часть из классического, белого или желтого», — делится Татьяна Кырбасова, исполнительный директор Гильдии ювелиров Якутии.

Лигатура влияет и на физико-химические свойства украшения. Медь и серебро в состав сплава добавляются почти всегда, потому что они находятся в одной химической группе с золотом и улучшают технологические характеристики изделия, придавая ему отличную полируемость, стойкий блеск и цвет», — рассказывает Евгений Рязанский, главный технолог ювелирного производства «ЭПЛ Ювелир».

Современные ученые продолжают биться над созданием инновационной лигатуры, которая позволила бы сделать прочное изделие, обладающее при этом роскошным дизайном, оригинальным цветом и аристократическим сиянием. Но поскольку никаких установленных стандартов и норм для лигатур нет, каждое производство располагает своими секретами технологической кухни. 

«Выбор тех или иных компонентов присадки для золотых украшений объясняется во многом задачами компании: одним нужно минимизировать производственные затраты, другим важен эстетический аспект, — поясняет генеральный директор Гильдии ювелиров России Эдуард Уткин.  — Например, используемый в качестве добавки палладий лучше поддается обработке, он более мягкий и пластичный, а значит проще в производстве, тогда как никель — более жесткий материал, хотя дает не меньший блеск и белизну изделию».

Миф № 4 Белое золото дороже «обычного»

Это далеко не так. Белое золото не «благороднее» желтого, так как ценность металла определяется, прежде всего, его пробой, а не оттенком. Чем выше проба, тем больше в украшении содержится чистого золота. Таким образом, белое и желтое золото 585 пробы абсолютно равноценны. Белый оттенок золота получается путем добавления в химическую формулу палладия или никеля. Сплав такого золота имеет еле заметный желтоватый оттенок, чтобы его убрать, ювелирные изделия покрывают родием.

Этот утверждение правдиво лишь в том случае, если в качестве лигатуры используется палладий, то сплав выходит дороже, чем сплав никелевой лигатурой, так как платина и палладий сами по себе есть драгметаллы и стоят гораздо больше никеля. Палладий придает сплаву дополнительную прочность и бледный благородный оттенок. У таких материалов значительно выше пластичность, они не теряют цвет при нагреве и имеют более интенсивный блеск после окончательной обработки. Каждый производитель задает свой объем палладиевого компонента в золотых украшениях. Достаточно хорошие механические характеристики,  блеск и жесткость конструкции обеспечивает содержание 10,5 %. Более «бюджетный» вариант белого золота включает никель, медь и немного цинка.

«Среди новейших технологий получения качественных золотых изделий можно отметить использование углеродных матриц: когда на углеродную решетку под большим давлением загоняется сплав металлов. Так, к слову,  производятся швейцарские часы. Обработанное с помощью углеродной технологии золото абсолютно не царапается и имеет стойкий блеск», — добавляет ведущий технолог компании «Ювелирная сеть ЭПЛ Даймонд» Дмитрий Рылов.

Миф № 5. Золото не вызывает аллергию

Считается, что поскольку золото не окисляется, оно не может выделять продукты распада, провоцирующие аллергическую реакцию. Однако отторжение организма может вызывать не само золото, а один из компонентов сплава.

«Мне не встречались в медицинской литературе случаи аллергии на золото. Вернее аллергии на чистое золото. Аллергические реакции организма могут вызывать металлы, которые помимо золота входят в состав сплава, из которого изготовлено ювелирное украшение. Например, на никель. Также местное раздражение кожи могут спровоцировать застрявшие частички косметики, средств бытовой химии между звеньями цепочек и браслетом, элементами колец», — рассказывает Алла Шкредова, врач-аллерголог медицинского центра «XXI век». Ее поддерживает коллега из клиники «Аллергомед» Светлана Кононова. «Даже в драгоценных металлах самой высокой пробы 999 присутствует 1 % примесей, на которые и может быть реакция»,  — подчеркивает врач.

В связи с аллергичностью никеля в Евросоюзе в 2000 году вышел запрет на добавку этого металла в ювелирные изделия из белого золота, однако до сих пор использование никелевых сплавов широко используется в России. Компания "ЭПЛ. Якутские бриллианты" одна из первых в России, шагая за прогрессом, начала также соответствовать международным стандартам и, несмотря на то, что использование палладия повышает себестоимость изделия, компания сама берет на себя эти расходы, и они не влияют на конечную розничную стоимость изделия.

Миф № 6. Бриллианты вставляются только в платину

Еще один домысел, совершенно не соответствующий реальности, но активно транслируемый представителями старшего поколения. Платина — довольно редкий и дорогой металл, отличающейся высочайшей прочностью, что делает его применение в ювелирном деле нерациональным. Сегодня почти 90 % платины используется в технических лабораториях, химической промышленности, науке и лишь малая часть в ювелирной промышленности.

«Гораздо дешевле изготовить белое золото с использованием палладиевой лигатуры, нежели платиновое украшение, при практически идентичных визуальных характеристиках себестоимость платинового изделия обойдется намного дороже. В сравнении с сотнями тонн добываемого золота, объёмы платины на рынке ювелирных изделий ничтожно малы, ювелирным компаниям просто выгодно использовать золото для бриллиантовых вставок», — комментирует глава Гильдии ювелиров России Эдуард Уткин.

А вот как объясняет появление столь странного измышления глава Гильдии ювелиров Якутии: «Возможно дело в стилистической сочетаемости. Мягкий белый цвет оправы из платины усиливает игру камня, он кажется крупнее и изящнее, чем в оправе из желтого или красного золота».

Сегодня для бриллиантовых оправ используются самые разные золотые сплавы. Однако ведущая роль отдается белому золоту. «Людям нравится визуальная легкость, воздушность, поэтому они выбирают холодные оттенки. Белое золото хорошо отражает блеск камней, наполняя украшение чарующим блеском, подчеркивая совершенную прозрачность  бриллианта», — поясняет  Татьяна Кырбасова.

Оксана Белянская
ФАБРИКА НОВОСТЕЙ

2755

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ: