Кажется, стиль знаменитой французской марки Lalique предельно узнаваем. Выставка, проходящая этой весной в Париже, позволяет узнать другого Рене Лалика – не стеклодува, а изящного ювелира. В Люксембургском дворце представлено более трехсот изысканных работ. По словам вице-президента парижского отделения Sotheby’s Андре Стросса, изощренные хитросплетения начала века стали новой «модной классикой».
Разбитое корыто ар-нуво
Рене Жюль Лалик родился в 1860 году в маленьком городке Ай (провинция Шампань), что называется, гордящимся своим присутствием на карте. Был учеником золотых дел мастера, получал образование в Школе декоративных искусств и в лондонских мастерских. В 1880-м, начав работать по заказам дома Cartier, стал честно и уже вполне оправданно называть себя дизайнером.
Стоит отметить, что «дизайнеров от ремесла» в то время было мало. Недаром именно Лалика его современник и соратник Эмиль Галли называл родоначальником современной бижутерии, а Монтескье так вообще возводил к Челлини.
Слава пришла к Лалику в 1890 году, когда на Всемирной выставке его изделия настиг оглушительный успех, да такой силы, что одной из его заказчиц стала сама Сара Бернар. У него заказывала украшения русская императрица Александра Федоровна. Согласитесь, это не могло не добавить определенного символического капитала в его копилку.
Тем более что символизма было предостаточно. Новый, XX век ставил перед собой новые цели, творил новых кумиров, выводил в свет новых женщин. Опьяненный нарциссизмом век требовал все большей отдачи. Маркиза Арконати Висконти, Сара Бернар, жена премьера Франции мадам Вальдек-Руссо, меценат Калуст Гульбенкян, да просто пестрая толпа прожигателей жизни – какие вечеринки, какие скандалы, какие траты! А завтра была война.
После войны все изменилось – женщины все больше в трауре, все меньше в свете. Тропические цветы на корсажах стремительно облетают, никто уже не восхищается Клеопатрой, растворившей в уксусе самую прекрасную жемчужину. А Лалик уже далеко.
Биобезумства переломного момента закончились, он ушел от ювелирного искусства и увлекся стеклом. Это тоже дань веку. Двадцатый – суровый, чугунный двадцатый – оказался чересчур практичен для легкомысленных завитушек.
Чересчур практичен для них и Лалик. О своих творениях предыдущего периода он не любил вспоминать впоследствии. Идея школы Баухаус об «утилитарности искусства» приводит его к вазам, чашам и оформлению вагонов Восточного экспресса и столовой первого класса парохода «Нормандия». Даешь искусство в массы!
Осиное гнездо Лалика
Что может подумать человек, не пропустивший в свое время ни одной части легендарного канадского телесериала LEXX, посвященного гигантской живой стрекозе – космическому кораблю, при взгляде на золотую с разноцветными камнями брошь-стрекозку от Lalique? Что он попал в другой мир, в другую, более светлую и изящную Вселенную.
Lalique – это ручная работа и минимум конвертируемой роскоши. В его творениях очень мало карат, зато очень, очень много искусства. Свидетельство этому – корсажная брошь «Поющие птицы», выполненная Лаликом для ювелирного дома Vever. Каждому перышку соответствует маленький розовый бриллиант.
Одержимость Лалика птицами проявилась и в следующей работе – «Полет ласточек». Изначально он планировал выполнить этот бриллиантовый гарнитур для дома Boucheron, но он показался им избыточным и чересчур фантастичным. Тогда Лалик выполнил его на собственные средства, после чего Boucheron передумал и выкупил его за баснословную сумму.
По идее любая вещь Lalique – это прежде всего образ, определенный прихотливый образ, призванный совпасть или не совпасть с покупателем: тут и стрекозы, и иные насекомые, змейки и растения, цветы и птицы, гротескные фигурки и мифологические сценки. Есть в этом и определенная идея: женская красота опасна, и горе тому, кто не поймет этого сразу.
Определенная извращенность присутствует в этой фантазии – украшать корсеты и шиньоны осами, змеями и прочими смертоносными гадами, от которых, увидев живыми, женщина отшатнулась бы в ужасе. Например, великолепное колье «Женщины-насекомые», изображающее обнаженных красоток а-ля Климт в платьях, напоминающих стрекозиные крылья.
Впрочем, именно на этой бинарной оппозиции «жизнь – смерть» и построена хрупкая красота века – достаточно вспомнить произведения Готье, Метерлинка и Гюисманса.
Копилки и корсажи: ар-нуво снова в моде
Общество начала XXI века снова оценило витиеватую красоту. Жить на широкую ногу опять стало модно.
«Рынок помолодел», – считает вице-президент парижского дома Sotheby’s Андре Стросс. «Сейчас на наши торги приходят все больше 30-летние. Но есть некоторые вещи, которые остаются вечными. Ар-деко принадлежит именно к этой категории». Может быть, поэтому с начала 1990-х драгоценности от Lalique стали пользоваться спросом. За 10 лет цены выросли в пять, семь, а то и десять раз. Сказывается и своего рода «истощение» рынка – это стеклянных поделок Лалика много, а вот его бижутерия – штучного производства.
Эксцентрично? Театрально? Многофасеточные усыпанные драгоценностями насекомые, застывающие в гротескных позах, длиннокудрые девы в причудливых платьях, райские птицы – все это, пожалуй, не про наш прагматичный век. В целом мы все это уже проходили – за сто лет технику Lalique повторили не только ювелиры, но и дизайнеры костюмов в половине голливудских постановок.
Кому-то это может показаться грузным гротеском. На таких выставках часто слышишь пискляво-женское: «Я, Вань, такую же хочу» – и возмущенно-мужское: «И куда, Мань, ты это наденешь?» Увы, «надевать» это могла лишь Сара Бернар, чей огромный портрет красуется посреди выставки. Нам остается только любоваться
Оставить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий,
зарегистрируйтесь или войдите через соц. сети