В последнее время со стороны отдельных представителей ювелирных организаций звучат высказывания о «знаковом» исключении драгоценных металлов из списка валютных ценностей, особый режим государственного регулирования оборота этих металлов со странной периодичностью поддается необоснованной критике со стороны упомянутых представителей сектора ДМДК, а золото называют «обычной вещью» и связывают режим его оборота с фактом включения или исключения из списка валютных ценностей. Позиция, по меньшей мере, странная.
Вот уже больше года отдельные «ювелиры-общественники» пытаются доказать всему свету, в том числе и себе, что золото - это такой же товар, как картошка, а, следовательно, никакими особыми свойствами не обладает.Действительно, драгоценные металлы и камни были исключены из перечня валютных ценностей при подготовке изменений в ныне действующий федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ. А почему? Ответ можно найти в Пояснительной записке, подготовленной при внесении данного проекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Так, в Пояснительной записке указано: «Из состава валютных ценностей исключены драгоценные металлы и драгоценные камни, обращение которых регулируется иным федеральным законом». Речь идет о федеральном законе от 26 марта 1998 г. №41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее – Закон о драгоценных металлах).
На этом основании можно утверждать, что выведение драгоценных металлов и камней из-под статуса валютных ценностей не было связано с отменой государственного контроля над их обращением или с потерей особой значимости данных объектов для государства, а всего лишь с передачей их обращения на регулирование специального нормативно-правового акта федерального уровня – упомянутого выше Закона о драгоценных металлах.
Теперь немного истории. Остановимся на ключевых моментах. Россия начала добывать свое золото в начале XVIII в. В 1721 году по приказу Петра I по случаю заключения Ништадского мира со шведами были отчеканены золотые и серебряные медали с надписями «изготовлено из золота (серебра) домашнего». К концу XVIII в. среднегодовая добыча золота в России составляла более 100 кг. Становление золотодобывающей промышлености в России датируется XIX в., когда, по данным историков, страна была основным производителем золота в мире. Золотой запас России в этот период составлял 1 миллиард 695 миллионов рублей (60 миллиардов долларов США в пересчете на нынешний курс) и был самым большим в мире. Широчайшее распространение в это время в России получают золотые деньги, так называемые «николаевские» червонцы, пятирублевики, империалы, появление которых стало следствием денежной реформы Витте, положившей начало введению в России обращения золота. С этого момента в стране был введен «золотой стандарт», по которому золотой паритет одного рубля составлял 0,77г. Так, еще в самом начале XIX в., возникло понятие золото-валютного запаса страны. Деньги в прямом смысле были именно золотыми, а посему выступали «мерой самих себя» и базисом экономической стабильности государства. Именно этот исторически обоснованный подход был взят за основу при включении драгоценных металлов в перечень валютных ценностей в 1992 году (Закон РФ от 9 октября 1992 года № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле», далее – Закон о валютном регулировании).
В дальнейшем, как разъясняют специалисты-эксперты в области предпринимательских правоотношений, «виртуальные финансовые системы» продемонстрировали нестабильность валюты, возможность ее обесценивания, подделки и «нелимитированного» ввода в обращение, в отличие от золота, не теряющего платежную силу. Сложившаяся ситуация, безусловно, не позволяла далее отождествлять категории «валюта» и «золото» с применением к ним одинакового правового режима. Особого внимания заслуживает тот факт, что причиной подобного разделения стало изменение природы финансовых систем, но никак не золота, которое продолжало обладать все теми же веками подтвержденными свойствами, характеризующими его далеко не как «простую вещь», как определяют его участники рынка ДМДК.
Полагая, что исторический аспект вопроса в объеме, достаточном для осознания, освещен, рассмотрим некие «мифические» ограничения оборота золота, на которые в последнее время так часто указывают в печатных изданиях авторы «статей о производстве и обороте драгоценностей». Абсолютно верным является суждение о том, что драгоценные металлы не являются объектами, ограниченными в обороте либо изъятыми из него. Но указание на существование сегодня определенных ограничений оборота драгоценных металлов вызывает сомнения.
Так часто упоминаемая ст. 129 ГК РФ отсылает нас к специальным нормативно-правовым актам, которые устанавливают особый порядок оборота объектов, изъятых из оборота, либо ограниченных в нем. Данный порядок заключается в лицензировании определенных видов деятельности, в том числе в установлении квот, необходимости получения различного рода разрешений на владение и распоряжение такими объектами (в некоторых случаях требуется даже подтверждение физического и психологического здоровья личности, желающей владеть данными объектами) и, в конце концов, законодательном закреплении определенного круга лиц, имеющих право осуществлять отдельные виды деятельности либо владеть указанными объектами. Следует отметить, что Закон о драгоценных металлах подобных мер для оборота драгоценных металлов не устанавливает. В Законе о драгоценных металлах идет речь об особом государственном регулировании отношений в области разведки, добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов с учетом их особых свойств.
При этом следует напомнить еще об одном документе, напрямую касающемся сферы ДМДК и о действии которого в последнее время как-то уже и не упоминается совсем. Речь идет об указе Президента РФ от 22 февраля 1992 года №179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена». Всем известно, что в тексте данного документа прямо указаны драгоценные металлы и камни и изделия из них, а также отходы, содержащие драгоценные металлы и камни. Да, безусловно, позднее были приняты Закон о валютном регулировании и ГК РФ.
Читатель может указать, что последующий закон отменяет предыдущий, но как быть с тем, что в 2007 году (существенно позже исключения драгоценных металлов и камней из списка валютных ценностей) Конституционный Суд РФ определил, что действие данных нормативно-правовых документов направлено на обеспечение единой государственной политики в сфере ДМДК и не нарушает конституционного права граждан на осуществление деятельности в данной сфере (Определение Конституционного Суда РФ от 18 декабря 2007 года № 918-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Королева на нарушение его конституционных прав Указом Президента РФ «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена», а также рядом Постановлений Правительства РФ»). Позиция Конституционного суда абсолютно обоснована. В противном случае, исходя из логики заявителя, абсолютно любые механизмы государственного регулирования следует рассматривать как ограничение конституционных прав и свобод.
Уяснив, что особый режим государственного регулирования и ограничение в обороте – термины предельно отличающиеся, рассмотрим упомянутые в Законе о драгоценных металлах особые свойства последних, определяющие необходимость такого режима государственного регулирования.
И снова немного фактов из истории:
- во время Первой мировой войны золото продавалось и отдавалось в залог при получении кредитов, перемещаясь на территорию стран-кредиторов, получив при этом название «военное золото».
- за время правления адмирала Колчака золотой запас России в огромном количестве был израсходован на закупку вооружения и обмундирования для Российской армии;
- более 200 тонн российского золота было потрачено в 20х гг. XX в. на закупку паровозов у Англии.
Безусловно, это не полный, но вполне достаточный перечень исторических фактов, подтверждающих способность драгоценного металла выступать как средством платежа, так и обеспечением исполнения обязательств, особенно актуальным в период экономической нестабильности в мире.
А теперь вернемся в сегодняшнюю реальность. Согласно ст.8 Закона о драгоценных металлах золотой запас Российской Федерации предназначен для осуществления финансовой политики государства и удовлетворения экстренных потребностей Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях. Комментирование данного положения представляется излишним. При этом стоит отметить, что по официальным данным Федеральной службы по финансовому мониторингу на Северном Кавказе и сегодня расчеты между представителями экстремистских организаций осуществляются путем передачи драгоценных металлов и драгоценных камней. И пока подобные факты будут иметь место, целесообразность установления особого контроля со стороны государства за оборотом драгоценных металлов оспорить вряд ли представится возможным.
Второй важнейшей особенностью драгоценных металлов с позиции государственного регулирования является формирование источника их предложения. В данном аспекте наиболее важными являются добыча и вторичное производство. Не оспаривая необходимость государственного регулирования добычи драгоценных металлов, участники некоторых общественных объединений, действующих в сфере ДМДК, очень рьяно высказывают нецелесообразность государственного контроля над вторичным производством (переработкой) драгоценных металлов. Авторы обосновывают такую позицию возможностью установления пробы драгоценного металла уже при опробовании конкретного изделия из драгоценного металла. Очень странной в данном случае представляется неспособность (либо же нежелание) осознать еще одну составляющую вторичного производства – источник происхождения металла, поступающего на переработку. Именно контроль за источником происхождения металла и подтверждение его пробы являются важнейшими аспектами для достижения основных целей государственной политики в сфере ДМДК – защиты прав и законных интересов потребителя и обеспечения безопасности государства и общества. Для реализации данных целей и устанавливается особый режим государственного регулирования оборота драгоценных металлов и изделий из них.
Нельзя не отметить, что развитие глобальных хозяйственно-правовых и экономических отношений, порождает возникновение новых форм использования золота. Так, ранее истории известно использование металлических (золотых и серебряных) денег. Сегодня же существует такая форма использования золота, как «бумажное золото», под которой подразумеваются различные индексные фонды (EFS) и подобные механизмы, еще раз подтверждающие уникальность золота как объекта оборота.
Подводя итог, хотелось бы кратко акцентировать внимание на основных аспектах, указывающих на необходимость установления особого режима государственного регулирования разведки, добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов.
Драгоценные металлы обладают особой, характерной только им способностью выступать средством платежа и гарантом исполнения обязательств, особенно актуальным в чрезвычайных ситуациях, что обусловлено высоким уровнем платежеспособности драгоценных металлов. Включение или исключение драгоценных металлов из списка валютных ценностей абсолютно не означает изменения их специфических свойств, а свидетельствует лишь о неспособности валюты соответствовать свойствам драгоценных металлов.
По статистическим данным 95% добытого в мире золота никуда не делось (в отличие от серебра, на 95% использованного в промышленном производстве), а хранится в различных виде и состоянии как залог экономической стабильности, как отдельными гражданами, так и государствами в целом.
Именно поэтому народная мудрость гласит: «Лучше кубышка с золотом, чем мешок с долларами».
ИЛЬЮШЕНКО Александр Александрович,
Вице-Президент Ассоциации импортеров и продавцов ювелирных изделий,
кандидат юридических наук
журнал «Драгоценные металлы. Драгоценные камни» № 7 (235) 2013 г.
Оставить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий,
зарегистрируйтесь или войдите через соц. сети