История культивации черного жемчуга

История культивации черного жемчуга

В 1961 году начались первые попытки получить культивированный жемчуг Таити.

Морской черный жемчуг был известен в Европе еще со времен открытия европейцами Полинезии.  У российской императрицы Екатерины II было ожерелье из 30 черных жемчужин, французская императрица Евгения также могла похвастаться ожерельем из черного жемчуга, 30 черных жемчужин украшали австрийскую корону. Для самих же полинезийцев жемчуг не имел никакой ценности. Они ценили раковины жемчужниц, из которых они изготовляли украшения и рыболовные крючки.

Впервые культивированный морской черный жемчуг, путем пересадки трансплантата в гонады устрицы Пинктада маргаритифера, удалось получить японцу Кокити Микимото, который более известен как «отец» жемчуга «Акойя». Микимото основал первую ферму по выращиванию черного жемчуга на острове Окинава. В 1951 году на Окинаве было уже 9 компаний, выращивающих черный жемчуг, из которых до наших дней сохранилась только одна.

Но только когда выращивание черного жемчуг будет поставлено на коммерческую основу во Французской Полинезии, только тогда он станет известен всему миру. Опыты по  культивации жемчуга в Полинезии начались сравнительно недавно. Первым стал экспериментировать с черногубыми жемчужницами французский ветеринар Жан-Мари Домар, который в 1960-х годах работал во Французской Полинезии в департаменте морских ресурсов. Жан-Мари знал, что моллюск Пинктада маргаритифера способен производить красивый, уникального цвета жемчуг, знал он и о том, что культивация ядерным способом жемчуга была поставлена японцем Микимото на коммерческую основу. В видении Домара Французская Полинезии обладала всем необходимым для успешного выращивания своего собственного уникального жемчуга: прекрасные природные и климатические условия, лагуны с жемчужницами. Не хватало только специалистов, способных сделать планы Домара реальностью.

В 1961 году, после нескольких неудачных самостоятельных попыток получить жемчуг, Домар с помощью французского правительства приглашает во Французскую Полинезию японских специалистов, которые в то время работали в Австралии (японские компании были вовлечены в проекты по выращиванию жемчуга в Австралии с 1950-х годов). В 1962 году японцы пересадили ядра в гонады 5000 устриц и 3 года позднее Жан-Мари собирает первый урожай – около тысячи черных жемчужин. Примерно в это же время Домар открывает первую экспериментальную ферму по культивации жемчуга на атолле Хикуеру, расположенном в архипелаге Туамоту примерно в 700 километрах от Таити. Хикуеру обладал идеальными условиями для разведения черных жемчужниц.

После первого успеха еще несколько человек пробуют получить культивированный жемчуг, но только одному из них это удается - местный журналист Коко Шаз выращивает жемчуг «мабе» в небольшом количестве на атолле Рангироа. В 1968 году Коко Шаз с помощью семьи парижских ювелиров Розенталей и морского биолога Билла Рида открывает первую во Французской Полинезии коммерческую ферму по выращиванию жемчуга. Билл Рид был специалистом по моллюскам Пинктада маргаритифера, с которыми он работал в Судане, на Красном море. В то время популяция этих моллюсков во Французской Полинезии была истощена как результат десятилетий бесконтрольного их вылова и экспорта в Европу, где был большой спрос на перламутр для изготовления пуговиц и инкрустаций. Вместо сбора уже взрослых моллюсков для использования на жемчужных фермах, Рид предлагает собирать их икру и затем выращивать устриц из этой икры. Таким образом Рид надеется восстановить популяцию жемчужниц. Правительство Французской Полинезии предлагает Риду пятилетний контракт, так как оно предвидит спрос на моллюски для удовлетворения нужд жемчужных ферм. После окончания контракта Рид и сам основывает свою коммерческую ферму на атолле Мангарева.

После первых успешных опытов Жана-Мари Домара потребуется еще несколько лет, прежде чем черный жемчуг завоюет статус элитного на мировом рынке украшений. И большую роль в этом сыграет еще один француз – Жан-Клод Бруйе. Колоритная фигура, Бруйе во время второй мировой войны был бойцом французского сопротивления. В 1945 года он перебирается в Африку, в Габон, где он занимается извозом на грузовике, чтобы накопить денег на покупку самолета, авиация была его мечтой. Наконец он покупает свой первый самолет «Тайгер  Моф» и в 1950 году основывает авиакомпанию TAG (Transports aériens du Gabon). В 1953 году Бруйе открывает первую в Африке летную школу, а в 1960 году он уже является владельцем двух международных авиакомпаний.

В возрасте 35 лет Жан-Клод кардинально меняет свою жизнь, он все распродает и отправляется в кругосветное путешествие на своей яхте «Африканская королева». Затем он работает на Корсике, возвращается в Габон на короткое время по приглашению президента этой страны. В конце концов Бруйе оседает во Французской Полинезии, где он покупает атолл Марутеа в архипелаге Туамоту.  На Марутеа он создает свой маленький рай и начинает выращивать жемчуг. (В 1963 году Бруйе женился на Марине Влади, они развелись в 1966 году).

В 1973 году на своей яхте Жан-Клод Бруйе прибывает во французский порт Сен-Тропе, где случайно знакомится с Сальвадором Ассаэлем. Сальвадор Ассаэль – сын итальянского торговца алмазами Джеймса Ассаэля, который незадолго до начала второй мировой войны эмигрировал сперва на Кубу, а потом в Америку. Во время войны Джеймс Ассаэль занимался продажей часов американской армии. После окончания войны американская армия перестала покупать часы у Ассаэля и он остался с невостребованным товаром. Спрос на свои часы Джеймс Ассаэль нашел в Японии, куда в 1952 году он посылает сына. Часто Сальвадору за часы японцы платили не деньгами, а жемчугом, в области культивации которого Япония в то время была лидером. Это было начало жемчужной империи Ассаэлей. В 1972 году Сальвадор возглавил компанию отца и назвал ее Assael International. Во время их встречи в Сен-Тропе Жан-Клод рассказывает Сальвадору об удивительных черных жемчужинах Полинезии и убеждает его начать совместный бизнес.

Для Бруйе успешная продажа жемчуга – вопрос не просто чести, а выживания. В свою жемчужную ферму он вложил все свое состояние. Вначале мало известный сорт жемчуга не вызвал никакого интереса. Многие с недоверием относились к новому виду жемчуга, считая что его необычный цвет – результат искусственного окрашивания. Но Бруйе и Ассаэль не сдавались. В 1976 году Ассаэль возвращается из Таити с отборным жемчугом высокого качества, из которого он создает великолепное ожерелье. Он просит продать это ожерелье своего друга, легендарного торговца драгоценностями Гарри Уинстона в его магазине на 5-ой авеню в Нью-Йорке. Уинстон соглашается и выставляет ожерелье в своей витрине, назначив за него небывало высокую цену. Тем временем Ассаэль начинает маркетинговую кампанию, помещая рекламу в самых модных журналах, где на фотографиях ожерелье из черного жемчуга сверкало между россыпями алмазов, изумрудов и рубинов. В этом же году Геммологический институт Америки проводит сертификацию нового вида жемчуга, подтверждая, что необычный цвет жемчужин является натуральным, а не результатом окраски. Постепенно у публики черный жемчуг начинает ассоциироваться с эксклюзивной роскошью. Мода на черный жемчуг рождена.

Если Бруйе и Ассаэль открыли рынок для жемчуга Таити, то потребуются многолетние усилия еще одного бизнесмена – Роберта Вана – прежде чем этот жемчуг станет доступным не только миллионерам. Во многом благодаря Роберту Вану жемчужная отрасль Французской Полинезии станет одной из основных в экономике страны, а сам он заслужит репутацию короля жемчуга. Роберт Ван родился на Таити в многодетной семье китайского иммигранта. Роберт пробовал себя в различных сферах бизнеса, прежде чем у него возникает интерес к жемчугу. Свою первую жемчужную ферму на острове Мангарева Роберт Ван покупает у Билла Рида в 1974 году. В то время эта ферма еще не произвела ни одного урожая. Примерно в это же время Ван едет в Японию, где его знакомят с профессором Сато. Профессор, один из ведущих специалистов в области жемчуга, имел честь работать с самим Кокити Микимото, он знакомит Вана с внуком Микимото, который обещает Роберту покупать его жемчуг при условии, что он будет высокого качества. В 1977 году Микимото покупает у Вана его первый урожай. В 1981 году Роберт Ван приобретает атолл Ану Анураро, а в 1985 году он покупает атолл Марутеа у Жана-Клода Бруйе, который после двух сокрушительных ураганов решил удалиться от дел. В то время выращивание жемчуга было очень рискованным предприятием. Роберт Ван даже не представлял каких капиталовложений от него потребуется. Удаленность атоллов от Папеэте, отсутствие какой-либо инфраструктуры делала их снабжение очень трудным делом, почти все приходилось завозить самолетом, от еды до строительных материалов. Вану приходится строить аэродромы, жилье для своих сотрудников, покупать генераторы для производства электричества и даже самолет. В 1987 году Роберт Ван основывает свою небольшую авиакомпанию Wanair, которая существует и по сей день, обслуживая нужды отрасли. Усилиями Вана его фермы превращаются из небольших производителей в крупные предприятия. В 1996 году фермы Роберта Вана произведут более 5 тон жемчуга. В 1997 году он будет контролировать более 70% производства черного жемчуга в стране. И сегодня он является крупнейшим во Французской Полинезии производителем, более половины черного жемчуга Таити выращивается на его фермах. Помимо упомянутых выше атоллов ему также принадлежат или принадлежали крупные фермы на островах Ненго Ненго, Факарава, Мангарева, Рарака, Аукена, Катиу и Манихи.

1980-е и 1990-е годы были годами бурного развития жемчужной отрасли во Французской Полинезии. Расширяется география, помимо архипелага Туамоту-Гамбье новые фермы открываются на Островах Сообщества. В 2001 году количество ферм в стране превысило 2500. В 2000 году в стране было произведено 11 тон жемчуга на сумму в 170 миллионов долларов США. Несколько тысяч человек работало в этой индустрии. Однако перепроизводство и ухудшение качества привело к падению цен на черный жемчуг, производство стало падать и в 2005 году сократилось до 8-9 тон, а экспорт жемчуга упал на 20%. Количество ферм тоже сократилось до 516 в 2006 году.

Французская Полинезия -  не единственная страна, где культивация морского черного жемчуга поставлена на коммерческую основу. В 1972 году первые опыты по культивации жемчуга начались на Островах Кука. Первые коммерческие фермы появились на острове Манихики, который входит в состав северной группы островов этой страны, в 1989 году, а затем фермы появились также на островах Пенрин и Ракаханга. В 2000 году индустрия достигла своего пика, экспорт жемчуга оценивался в 18 миллионов долларов США, что составляло 90% от общего национального экспорта. Однако спад, который наблюдался на Таити не избежал и островов Кука. В 2012 году только 25 ферм активно культивировали жемчуг в стране, подавляющее большинство которых находится на острове Манихики. Фиджи является третьим по величине в регионе производителем жемчуга. Большой урон индустрии жемчуга на Фиджи нанес циклон Томас в 2010 году.

Мировой финансовый кризис нанес отрасли дополнительный удар в виде падения цен и спроса. В 2011 году цены на черный жемчуг на оптовом рынке упали в два раза по сравнению с докризисным временем (хотя надо заметить, что падение цен было вызвано не только кризисом, но и обилием жемчуга низкого качества). Сейчас можно сказать, что худшие времена уже позади, в 2013 году можно было видеть некоторый рост цен на черный жемчуг, что позволило производителям с оптимизмом смотреть в будущее.

 

Материал предоставлен компанией Treasure Island

6550

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ: