Ненадежные партнеры в федеральном информационном ресурсе налоговиков «Риски».

Сейчас многие компании неожиданно для себя узнают, что числятся в федеральном информационном ресурсе налоговиков «Риски». Об этом им сообщают контрагенты. А тех информируют инспекторы в акте налоговой проверки или в письме с рекомендацией остерегаться ненадежного партнера.

У налоговиков больше 100 различных информационных ресурсов, которые они используют при проверках. Часто используемые сейчас базы — это «Однодневки», «Риски», «Массовый руководитель/учредитель», «Массовый адрес», «Допросы и осмотры», «Среднесписочная численность работников». Подтверждает это и судебная практика.
Но база «Риски» не общедоступный, а закрытый внутренний ресурс. В нее инспекторы включают компании, по которым есть потенциальный риск, что они не заплатят налоги.
Базу «Риски» автоматически формирует Межрайонная инспекция ФНС России по централизованной обработке данных (Инспекция по обработке данных). Программа отбирает компании по «рискованным» критериям налоговиков. Это закрытый секретный ресурс даже для самих инспекторов на местах.
Критерии, по которым инспекторы включают компании в базу, закрыты. Но некоторые из них инспекторы озвучивают в актах проверки и в суде. Так, поводом включить компанию в базу «Риски» обычно бывает:
— непредставление отчетности;
— регистрация по массовому адресу;
— массовый директор или учредитель (более чем в 10 компаниях);
— численность компании (менее 3 человек);
— отсутствие основных средств и прочих активов;
— неуплата или уплата минимальных налогов при больших оборотах;
— несоответствие данных в отчетности и декларациях по прибыли и НДС;
— непредставление документов на требование;
— неявка руководителя по повестке.
«Рискованных» критериев много: и финансовых, и административных. При появлении хотя бы каких-то фактов программа вносит компанию в базу. И попасть в нее может даже действующая организация, которая ведет деятельность и платит налоги.
Программа отбирает компании автоматически, поэтому организации с одинаковыми критериями могут как числиться в этом ресурсе, так и нет. Например, если при всем наборе «рискованных» факторов компания представит документы по требованию, в базу она не должна попасть. Также плюсом будет, если при вызове на допрос директор придет в инспекцию и подтвердит свои полномочия и подпись на «первичке».
Но бывает и наоборот. Компания работает много лет, адрес и директор не массовый, налоги платит, а не сданный в срок отчет «заносит» ее в рискованную базу. Автоматический отбор несовершенен, и бывает, что не соответствует действительности.
Для вашей компании основная опасность в том, что контрагент, которому налоговики при проверке сообщат о вашей якобы рискованности, может отказаться от сотрудничества с вами. Это потеря прибыли и удар по деловой репутации. А вот какие-либо налоговые последствия от присутствия компании в базе «Риски» маловероятны.
Выездные проверки. Теоретически инспекторы могут перевести компанию из базы «Риски» в план выездных проверок на будущий период. Но маловероятно, что налоговики будут тратить время на компанию, которая числится в базе как возможный неплательщик. Ведь при подтверждении подозрений с нее будет трудно взыскать недоимку.
Камеральная проверка. Проверка возможна, как у тысячи других компаний, которых нет в «рискованном» списке. Обычно до нее дело не доходит. Весь контроль сводится к вызову директора в инспекцию для дачи показаний. Если пришел, значит, компания действующая. Проведут беседу на тему «почему вы мало платите налогов» и отпустят. Копия протокола опроса теоретически будет основанием, чтобы исключить ее из списка.
Блокировка счета. Приостановить операции по счетам инспекция сможет только на общих основаниях. Например, если компания не заплатила налоги, не сдала отчетность или не передала квитанцию о получении требования налоговиков. Тот факт, что организация есть в базе «Риски», дополнительных полномочий налоговикам не дает.
Исключение из ЕГРЮЛ. Наличие компании в «рискованной» базе не повод, чтобы исключать ее из реестра. Налоговики могут исключить компанию из ЕГРЮЛ, если она не представляет отчетность в течение 12 месяцев и у нее нет операций по расчетному счету.
Самое безопасное для компании — находиться по месту регистрации и обеспечить получение корреспонденции. Это позволит вовремя ответить на требование или на вызов директора. Налоговики не смогут назвать компанию неблагонадежной, если она представит документы по «встречке», а директор явится на допрос.
Владимир Порошин
Драгметконсалт
3418

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ: