Пять величайших золотых ограблений

Пять величайших золотых ограблений

Золото годами захватывало воображение авторов детективного жанра и киношников, но иногда случаются кражи золота, которые просто невозможно выдумать.

Ограбления «с участием» самого драгоценного металла в мире всегда являются сенсацией. Некоторые даже не столь уж дерзкие, но именно сама мысль о том, что иногда пираты, завоеватели,  разбойники и бандиты пытались украсть, рискуя своими жизнями, по-прежнему является главным трофеем. В газетных статьях всегда проскальзывает чувство восхищения абсолютной дерзостью грабителей и некоторый скептицизм по поводу того, что они смогли или не смогли провернуть.

«Подождите, парни, у меня классная идея» - это обязательная часть каждого ограбления в истории. Все ли они заканчиваются в грузовике, балансирующем в шатком положении? Нет, только не в этом списке. Но некоторые оказываются в гораздо худших ситуациях, в то время как другие растворяются в воздухе. Мы увидим пять самых крупных краж золота всех времен и насладимся трепетом, узнав, насколько тщательно некоторые спланировали свое ограбление, в то время как другие просто наткнулись на горшок с золотом.

Великое золотое ограбление

Вероятно, ставшее самой громкой из всех краж золота, это нашумевшее викторианское преступление произошло 15 мая 1855 года, когда у компаний Abell and Co., Spielmann и Bult украли 91 кг золота.

Три фирмы погрузили ценный груз, содержащий золотые слитки и монеты, на поезд Юго-Восточной железнодорожной компании на вокзале Лондон-Бридж перед тем, как отправить его в Булонь во Франции.

Три ящика с золотом стоили в то время £12,000, то есть примерно £2.3 млн по сегодняшней рыночной цене.

В связи с большим количеством ограблений поездов на тот момент были предприняты жесткие меры безопасности. Ящики не только были проверены и опечатаны компанией-перевозчиком Chaplin & Co.перед выездом с Лондон-Бридж, но и также укреплены железной решеткой.

Чтобы открыть ящики, нужно было два ключа. Их держали отдельно друг от друга доверенные работники железной дороги.

«Ключи от сейфов доверили сотрудникам железной дороги в Лондоне и Фолкстоне, а также капитану парома через Ла-Манш. Согласно установленному порядку, сейфы были загружены с охраной на ночной поезд из Лондона до Фолкстона». Британская транспортная полиция

Когда ящики опечатали и взвесили повторно, их отправили из Лондона в Фолкстон под вооруженной охраной. В Фолкстоне их погрузили на паром Lord Warden, следующий во Францию.

Их вновь взвесили в Булони, Франция, где оказалось, что ящик с австралийским золотом, принадлежащий Abell, весил на 40 фунтов меньше, чем было зарегистрировано в Лондоне, в то время как ящик компании Bult с калифорнийским золотом весил немного больше, а ящик Spielmann – значительно больше. Тем не менее, все три ящика были отправлены в Париж, где общий вес соответствовал зарегистрированному в Булони, то есть ограбление, должно быть, произошло между Лондоном и Булонью.

Когда 16 мая в Париже открыли ящик компании Bult, служащий Пьер Хезнар (Pierre F. Heznard) обнаружил «шестнадцать мешков со свинцовой дробью и тринадцать оставшихся золотых слитков».

Когда был открыт ящик фирмы Abell якобы с австралийским золотом, сотрудники получателя, банка Pockar, Dufont and Co, увидели, что золото было полностью заменено свинцовой дробью.

Ящики были совершенно целыми, их открыли ключами, хотя все они были на месте. Так как вес ящиков изменился по пути из Лондона в Булонь, расследованием пришлось заниматься британской полиции.

Были опрошены сотни подозреваемых. Однако обвинение, в конечном счете, было предъявлено четырем.

Эдвард Эйгар (Edward Agar) – преступник, которого чаще всего называют зачинщиком, стоящим за этим ограблением, занимался подделкой документов. Впервые он повстречал Уильяма Пирса (William Pierce), железнодорожного клерка, за несколько лет до ограбления, и они обсуждали кражу золота, транспортируемого из Лондона в Париж. Еще два соучастника были наняты позднее: Джеймс Берджесс (James Burgess), охранник поезда, и Уильямс Тестер (Williams Tester), начальник станции Маргит.

С Эйгаром также работал Джеймс Таунсенд Сьюард (James Townsend Saward), коррумпированный судебный адвокат, который помог ему избавиться от золота.

Как преступники проникли в сейфы? Довольно просто – тайно изготовив восковые отпечатки ключей во время двух отдельных происшествий, в одном из которых Эйгар притворился, что получает поставку ящика золота.

Они подготовились к ограблению, запасшись мешками со свинцовой дробью и спрятав их на вокзале Лондон-Бридж под плащами в специально изготовленных мешках. Они запасли достаточно дроби, ее вес равнялся весу золота стоимостью £12,000.

В ночь ограбления Эйгар и Пирс были предупреждены Берджессом и Тестером. Эйгар и Пирс купили билеты первого класса до Фолкстона. Войдя в поезд, они передали свой багаж (наполненные свинцом мешки) носильщику (Берджессу), который припрятал его в своей повозке.

Пирс остался в вагоне, в то время как Эйгар тайком проскользнул в повозку Берджесса. Там он принялся обрабатывать первый ящик, используя ключи, чтобы открыть сейф, и молоток, чтобы сбить решетку. К моменту прибытия поезда в Редхилл он опустошил первый ящик. Здесь Тестер поджидал поезд и забрал золото у Эйгара, который заменил золото в первом ящике свинцовой дробью.

По пути между Редхиллом и Фолкстоном Пирс присоединился к Эйгару в повозке Берджесса, чтобы помочь ему разобраться с оставшимися двумя ящиками. Как только они открыли оба ящика, стало ясно, что они привезли недостаточное количество дроби, что и стало причиной расхождения в весе, обнаруженного по прибытии во Францию.

Пирс и Эйгар сошли с поезда в Фолкстоне, взяв с собой мешки. Берджесс остался на поезде, чтобы выполнять свои обязанности носильщика.

Позднее все четверо встретились в доме Эйгара в Западном Лондоне, где была построена печь, и следующие три дня они занимались переплавкой золота.

Кража золота на складе «Brinks Mat»

Это ограбление – самое известное в наши дни не только из-за количества украденного золота, но  и переполохом почти в духе Гая Ричи (Guy Ritchie), который продолжался месяцы и годы после похищения.

Ограбление было настолько громким, что даже тридцать лет спустя газеты не перестают писать об этом событии и о том, при каком невероятном стечении обстоятельств оно произошло.

Банда из шести человек в масках ворвалась на склад компании Brinks Mat в лондонском аэропорту Хитроу. Один из участников банды был в желтой балаклаве, увенчанной фетровой шляпой.

Охранник «слил» грабителям информацию о том, что в хранилище будет находиться £3 млн наличными.

Шестеро мужчин во главе с Брайаном Робинсоном (Brian Robinson) и Мики Мак-Авоем (Micky McAvoy), получила эти (неверные) инсайдерские сведения и доступ к складу от сотрудника службы охраны (и зятя Робинсона) Энтони Блэка (Anthony Black).

Бандиты окружили и связали охранников, а затем облили их бензином. Угрожая поджечь людей, если они не предоставят им доступ в хранилища, грабители вскорости общались с начальниками службы безопасности. С их помощью преступники получили ключи и код для доступа в хранилище.

Однако, открыв дверь, они с удивлением обнаружили не £3 млн наличными, а 76 ящиков золота в виде 6,800 золотых слитков весом в 3 т, а также наличные и необработанные алмазы; все это стоило по рыночным ценам £25 млн. Золото должно было отправиться на Дальний Восток.

Обрадовавшись такой удаче, бандиты перегрузили золото в грузовик (первоначально предназначенный для перевозки бумаги) с помощью погрузчика и растворились в ночи, задевая асфальт днищем автомобиля.

Ограбление было простым, однако его последствия оказались кровавыми, и оно имело не настолько счастливый конец, как хотелось бы.

Уинсли Кларксон (Wensley Clarkson), автор книги «Проклятие ограбления Brinks Mat – двадцать пять лет спустя», уподобляет несчастья, преследовавшие шестерых членов банды после ограбления, бедствиям, выпавшим на долю Говарда Картера (Howard Carter) и его команды после раскопок могилы Тутанхамона, считавшейся проклятой.

Предполагают, что в результате ограбления погибло 20 человек, и причиной каждой из этих смертей стали жадность и гнев. Одной из самых известных смертей стала гибель великого грабителя поездов Чарли Уилсона (Charlie Wilson). Уилсона наняли, чтобы отмыть часть наличных, добытых при ограблении, но ему это не удалось, из-за чего банда лишилась £3 млн. В 1990 году он вместе со своей лайкой был застрелен у входной двери дома молодым человеком на желтом велосипеде.

Еще до своего начала ограбление сопровождалось глупостью и общей недисциплинированностью членов банды: к примеру, Блэк (ключевой персонаж в совершении грабежа) проспал и опоздал на 10 минут.

Полицейским было несложно определить, что Блэк был инсайдером. Он, в свою очередь, выдал Робинсона и Мак-Эвоя (который впоследствии ударил его головой, когда тот идентифицировал его на опознании). Однако было не похоже, что никто из них не хотел быть пойманным.

Как ни странно, грабители совершенно обнаглели, будучи в полном восторге от того, что им удалось заполучить. Как Мак-Эвой, так и Робинсон, потратили большую часть награбленного на недвижимость в Кенте, Юго-Восточная Англия. Двух ротвейлеров, которых завел для охраны Мак-Эвой, якобы звали «Бринкс» и «Мэт».

Были ли пойманы сообщники? В тюрьму за свое участие в ограблении попали лишь Робинсон и Мак-Эвой, каждый из которых получил по 25 лет.

Конечно, сложность в краже 6,800 золотых слитков, маркированных аффинажерами, состоит в том, чтобы попытаться переплавить их без привлечения особого внимания. Подсчитано, что золото на £10 млн (из первоначального улова) так и не нашли, в то время как металл стоимостью около £13 млн был переплавлен и продан на открытом рынке.

Через два дня после ограбления семейная пара сообщила в полицию, что в соседском сарае работает раскаленный добела тигель. Связав это с недавним ограблением в Brinks Mat, люди позвонили «куда следует». Однако, когда полицейские прибыли на место, они объявили, что соседский сад не в их компетенции, и что им следует обратиться в соответствующее отделение. Не было принято никаких заявлений. И только через 14 месяцев после обыска территории полиция арестовала и обвинила Брайана Палмера (Brian Palmer), местного ювелира и торговца золотом, в его причастности к золоту Brinks Mat. Однако в тюрьму он так и не попал, заявив, что не знал о происхождении металла.

Перед тем, как отправиться за решетку, Мак-Эвой передал свою долю Кеннету Ною (Kenneth Noye), эксперту по «размещению» золота. Тот воспользовался услугами бристольской компании, где золото сплавили с медью и латунью, чтобы оно выглядело как старые монеты. Подсчитано, что таким способом было отмыто золото стоимостью примерно £13 млн, и никаких подозрений не возникало до тех пор, пока количество денег, проходившее через местный банк, не привлекло внимания Банка Англии.

Всего через месяц после ограбления итальянская полиция обнаружила десять золотых слитков в венском отеле. На слитках присутствовали отметки аффинажера и номера, совпадающие с некоторыми из украденных со склада Brinks Mat. Однако, когда слитки расплавили, оказалось, что они были наполнены вольфрамом, то есть они не могли быть слитками компании Johnson Matthey, украденными при ограблении. Вместо этого десять человек, арестованных в Вене, надеялись сбыть фальшивки, выдав их за золото из Хитроу.

Мак-Эвой попытался сократить срок заключения, предложив вернуть часть украденных денег. Однако все они исчезли, и в январе 1995 года Высокий суд постановил выплатить £27,488,299, то есть ему пришлось одному нести ответственность за украденное в ходе ограбления, а также стать банкротом.

Ограбление лодки «Летнее блаженство»

30 ноября 2012 года грабители, переодетые в полицейских, поднялись на борт «Летнее блаженство» (Summer Bliss) вблизи острова Кюрасао и скрылись с 70 золотыми слитками весом около 216 кг и стоимостью примерно $11,5 млн.

Неприметная рыбацкая лодка под названием «Летнее блаженство» обслуживалась командой из четверых невооруженных человек. Шестеро грабителей взошли на борт, убедив команду в том, что они являются служащими таможни. Именно эта уловка позволила им получить доступ к секретной секции лодки, где хранилось золото. Прикончив капитана, грабители скрылись с добычей.

Чтобы транспортировать золото с лодки, понадобилось три машины, но куда они направились – это стало задачей для полицейских. На момент написания статьи 56 из 70 золотых слитков были конфискованы полицией. Еще 11 были найдены служащими таможни в Пуэрто-Рико в январе 2013 года.

Считается, что золото прибыло из соседних Суринама и Гайаны, где добывается 650,000 унций в год. Чтобы избежать налогообложения и каких-либо лицензионных платежей, половина добытого золота часто вывозится из страны контрабандой. Золото с «Летнего блаженства» почти наверняка было контрабандным, с учетом того факта, что большая часть металла, поставляемого из Гайаны, вывозится воздушным транспортом при усиленных мерах безопасности. Неудивительно, что предполагаемый получатель этого золота так и не объявился.

Были ли предъявлены какие-либо официальные обвинения тем шестерым людям, первоначально арестованным за совершение ограбления, и были ли они признаны виновным в грабеже, неизвестно.

Виртуальное золото – реальное золото – исчезнувшее золото

В наши дни трудно определить, что «реально», а что нет. Но некоторые люди, дабы извлечь максимальную пользу из обоих понятий, решают накапливать активы в виртуальном мире и конвертировать их во что-то более ощутимое.

Многим придет в голову мысль о разнообразных платформах, которые то и дело всплывают тут и там, позволяя конвертировать ваши биткойны (и прочие крипто-валюты) в золото. Но задолго до всего этого существовало кое-что еще, благодаря небезызвестной игре World of Warcraft.

Катрина Финчам (Katrina Fincham), заядлый игрок в Warcraft, заработала $75,000, выполняя «повседневные задачи», а затем продавая результат этих усилий за реальные наличные. Одним из этих заданий было «добывать» золото.

Работая медсестрой на полной ставке, она трудилась сверхурочно, «добывая золото», зарабатывая за это до $700 наличными в день (она отказывалась принимать чеки и банковские переводы). С появлением «пачек» наличных по всему дому она решила потратить $75,000 из своих нажитых непосильным трудом денег на физическое золото.

Однако, когда она отправилась на отдых со своим бойфрендом, ее дом ограбили трижды, при этом был украден встроенный в стену сейф с золотом.

Ее страховая компания отказалась выплачивать страховку, объявив, что Финчам специально обменяла наличные на металл, чтобы его затем украли, и она могла получить страховку. Финчам подала на них в суд, после чего они подали встречный иск, обвинив ее в мошенничестве.

Позже оказалось, что это, по сути, была инсайдерская работа, но не со стороны Финчам. Ее тогдашний приятель (с которым она познакомилась в интернете) вступил в сговор с этими грабителями в обмен всего лишь на $500.

Кража золота у Керри Пэкера на другом конце света

В период между 8 часами вечера в пятницу, 28 апреля 1995 года, и 8-30 утра следующего понедельника из сейфа в кабинете австралийского медиа-магната Керри Пэкера (Kerry Packer) были украдены 25 золотых слитков весом 285 кг, а также стеклянный графин, полный золотых самородков, и серебряное колье. На тот момент стоимость добычи составляла 5,2 млн австралийских долларов.

«Устаревшая система сигнализации» означала, что никто не был оповещен, когда вор проник в здание через один из трех входов. Дверь в кабинет Пэкера была аккуратно взломана с помощью рычага, и подпалины на ковре были найдены всего в 10 сантиметрах от бара, за которым был спрятан сейф.

Сейф фирмы Chubb 1940 года выпуска был вскрыт опытным взломщиком. Внутри ничего не нашли, кроме одного отпечатка. Полицейские, пребывая в восторге от находки, полагали, что нашли своего преступника, и установили, что отпечаток принадлежал мелкому преступнику. Однако это оказался специалист по сейфам, который когда-то обслуживал сейф Пэкера.

Инсайдерская работа? Затем служащие полиции обратили внимание на охранников, которые должны были нести вахту в течение выходных. Однако вскоре появился бывший охранник и признал, что большую часть смены служащие проводили на тренировках в спортзале и бассейнах, входивших в комплекс Пэкера.

Последним подозреваемым, по мнению полиции, был любовник бывшей секретарши Пэкера. Мисс Уитли (Wheatley) проработала на Пэкера 18 лет, и имела ласковое прозвище «Надушенный бульдозер».

Однако этот бульдозер мог быть несколько невоздержан в постельных разговорах. В полиции предположили, что вор, будучи холостяком, но при этом дамским угодником, приударил за Уитли с целью выяснить информацию о золоте Пэкера. Подозреваемый был не кем иным, как одним из самых известных австралийских взломщиков сейфов. Несмотря на расследования, он оказался мастером контрнаблюдения, и так и не был привлечен к ответственности за ограбление Пэкера, как и кто-либо еще.

А золото? Несмотря на надежды, что оно будет найдено после смерти подозреваемого, в полиции полагают, что большая часть металла была перемещена в Мельбурн, где золото пошло на переплавку.

Не так-то просто?

Для меня «гвоздь программы» в этом списке – это ограбление Brinks Mat.

Если бы непредсказуемые потери не были столь ужасными (и продолжительными), мне было бы даже жаль шестерых грабителей. Они думали, что сорвали джекпот, когда нашли золото, а затем осознали, насколько сложной и муторной будет попытка избавиться от улик и получить какую-то прибыль. На каждом шагу они спотыкались под тяжестью того, что натворили.

Кроме того, это же надо – назвать собак «Бринкс» и «Мэт»!

Источник: goldenfront.ru
4071

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ: