Василий Власов, Владимир Пискунов: К опережающему развитию отрасли

Василий Власов, Владимир Пискунов: К опережающему развитию отрасли

России необходима новая политика в алмазно-бриллиантовом и ювелирном комплексах.

Фундаментом существования и развития любой горнодобывающей компании, как известно, является количественное и качественное состояние ее минерально-сырьевой базы. Если компания ставит на баланс разведанных и утвержденных запасов в год столько же или больше, чем добывает, то это свидетельствует о наличии у этой компании грамотной стратегии ее развития. В последние десятилетия мировые запасы природных алмазов в основном разведаны и расположены в Австралии, России, ЮАР, Ботсване и Канаде.

Если же иметь в виду российскую акционерную компанию "АЛРОСА", то она, являясь сегодня лидером мировой алмазодобычи в натуральном выражении (28%), обеспечена утвержденными запасами алмазов, достаточными для поддержания добычи в текущих объемах в течение около 26 лет. В 2013 году компания добыла 36,91 млн каратов алмазов и реализовала их на 4794,7 млн долларов США, что на 7,2% больше, чем в 2012 году. На внешний рынок из этого объема пришлось 85,8% по стоимости (76,7% в 2012 г.) и 89,4% по массе (79,7% в 2012 году), как следует из годового отчета компании за 2013 год.

На внутреннем же рынке продажи (без учета поставок в Гохран РФ) составили 592,9 млн долларов, что на 23,9% ниже 2012 года. Но и в 2012 году продажи на внутреннем рынке, по данным компании, составили около 19% от общего объема реализации сырых алмазов компанией. Это значит, что "АЛРОСА" резко сократила продажи алмазов российским гранильным заводам по сравнению с периодом до 2010 года, когда продажи на внутреннем рынке составили около 50%. Причин этому существует несколько.

Что касается мировой добычи алмазов, то эти данные приведены в таблице 1.

Годовой объем производства бриллиантов в мире по оценке 2013 года составил около 19,40 млрд долларов США, что на 5% больше 2012 года. В среднем мировое производство растет на 5-10% ежегодно (см. таблицу 1).

Лидером на рынке огранки алмазов среди стран-производителей является Индия, которая производит около 58% бриллиантов в мире (в стоимостном выражении). На втором месте – Китай, Таиланд: 14%, на третьем месте – Израиль: 12%.

Россия по объему производства бриллиантов занимает около 6% мирового рынка бриллиантов. В России, по предварительным данным, за 2013 год изготовлено бриллиантов на 1,1 млрд долларов (см. рисунок 1).

В 2009 году вследствие мирового финансового кризиса объемы производства бриллиантов в России сократились на 66%. Лидерами гранильной отрасли России, по оценке 2013 года, являются следующие компании: "РУИЗ ДАЙМОНД", ОАО "ПО (КРИСТАЛЛ)", "БРИЛЛИАНТЫ АЛРОСА"; якутские гранильные заводы занимают в общем объеме производства 20%.

Большая часть произведенных в России бриллиантов экспортируется – порядка 90%. Это обусловлено низкой потребностью в них в ювелирной отрасли. Вместе с тем в Республике Саха (Якутия) из общего объема произведенных бриллиантов (см. рисунок 2) на экспорт идет около 60%. Остальные 40% потребляются местной ювелирной промышленностью и продаются на местном рынке.

К сожалению, общий объем производства бриллиантов России не растет и имеет тенденцию к снижению. Например, по сравнению с 2006 г. доля России в мировом производстве бриллиантов в 2013 году снизилась с 6,5% до 6%. По оценкам экспертов, в мире более 1600 компаний, включая транснациональные, занимаются производством и реализацией ювелирных изделий с бриллиантами. Так, BULGARI реализует свою продукцию в 35 странах, TIFFANY – в 25 странах. Такой географии продаж нет ни у одной алмазодобывающей или гранильной компании.

По оценке 2013 года, доля России на мировом рынке производства ювелирных изделий составила около 2%.

По объемам добычи золота Российская Федерация занимает 5-е место в мире, а по производству ювелирных изделий – 12 место. При этом на производство ювелирных изделий в мире расходуется 60% всего добываемого золота, в России – 25-30%. К примеру, Индия ежегодно ввозит для производства ювелирных изделий более 800 тонн золота, Италия – 200 тонн.

В России по оценкам используется до 60-80 тонн золота из добываемых 250–270 тонн. При этом собственно ювелирная промышленность обеспечивает потребности российского рынка едва ли на 50%, все остальное – импорт, рост которого в разы превышает рост отечественного ювелирного производства. Дополнительно к этому на рынке есть контрабандная продукция, объем которой не известен никому.

Об уровне внимания государства к ювелирной промышленности свидетельствует и тот факт, что Росстат до сего времени не ведет учет движения золота, серебра и алмазного сырья, которые используются на производство бриллиантов и ювелирных изделий, не фиксирует объемы производства и реализации бриллиантов и ювелирных изделий, в том числе с бриллиантовыми вставками.

Нет достоверных сведений о российском экспорте и импорте ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. Поэтому и называемые в СМИ и в отраслевых документах объемы производства ювелирных изделий в России колеблются от 3 до 6 млрд долларов США в год.

До смешного нерационально складывается в нашем государстве последние годы "забота" государства о развитии производства и обращения драгоценных камней и драгоценных металлов, и в первую очередь изделий из них – ювелирных изделий. Реализация ювелирных украшений в магазинах России растет, но наша промышленность этот спрос не может удовлетворить вследствие жестких ограничений, установленных вокруг этой отрасли правительством РФ. В итоге в 2013 году, по предварительным данным, импорт ювелирки в Россию в 7 раз превысил экспорт. Однако имеющаяся ювелирная база позволяет в год производить ювелирки до 16-18 млрд долларов США, что более чем в 3 раза превосходит объем прошлого года.

Вместе с тем ювелирное сообщество вот уже более пяти лет не может переубедить Правительство улучшить законодательство, регулирующее производство и обращение ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.

12 марта 2014 года состоялось заседание Координационного совета по развитию ювелирной отрасли, на котором был рассмотрен представленный Правительством РФ очередной проект закона об ужесточении госконтроля за этой областью. Координационный совет в очередной раз не согласился с проектом Правительства и внес свои предложения, которые отвечают интересам ювелирного сообщества, но и на этот раз Правительство проигнорировало эти предложения.

Государственный контроль за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней необходим в отношении товаров, находящихся в государственной собственности, и в розничной торговле в целях защиты прав потребителей, а также в целях противодействия финансированию терроризма (в рамках которого установлены особые процедуры контроля). Поэтому требуется дифференциация и выделение тех сфер, в которых контроль необходим, и прекращение контроля там, где отсутствует его необходимость. После легализации добытых драгоценных металлов в результате аффинажа и драгоценных камней в результате сортировки и оценки – основания для госконтроля за ними отсутствуют.

Бизнес-сообщество категорически возражает против обозначенных в законопроекте предпосылок создания еще одной федеральной службы по тотальному контролю за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней.

По мнению ювелирного бизнес-сообщества текущее регулирование в сфере драгоценных металлов и изделий из них основано на презумпции того, что драгоценные металлы и драгоценные камни являются валютными ценностями.

Собственно, именно отнесение драгоценных металлов и драгоценных камней к валютным ценностям и послужило основанием принятия в 1998 году Федерального закона 41-ФЗ. В 2003 году драгоценные металлы и драгоценные камни исключены из перечня объектов, регулируемых законодательством о валютном регулировании и валютном контроле, однако правовое регулирование их оборота после этого не изменилось.

Поскольку драгоценные металлы и драгоценные камни не изъяты из оборота и не ограничены в нем, правовое регулирование их оборота должно осуществляться исходя из того, что драгоценные металлы и драгоценные камни являются обычными вещами (товарами), ограничения на оборот которых могут вводиться только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации (то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства).

С точки зрения обеспечения государственных и общественных интересов, предметом государственного регулирования права отношений в сфере добычи и оборота драгоценных металлов и драгоценных камней должно быть:

• добыча драгоценных металлов и драгоценных камней;
• производство драгоценных металлов;
• пополнение золотого запаса страны и государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней;
• регулирование хранения и транспортировки драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
• опробование и клеймение ювелирных изделий, а также их экспертиза;
• государственный контроль за организациями, осуществляющими опробование и клеймение ювелирных изделий.

Регулирование иных правоотношений является избыточным и ведет к усилению административного давления на отрасль и, как следствие, к снижению ее конкурентоспособности, как на российском, так и на мировом рынке.

Вместе с тем, государству бессмысленно и вредно для российской обрабатывающей промышленности иметь ввозные пошлины на драгоценные и прочие ювелирные камни. Во-первых потому, что ювелирные камни (рубины, сапфиры, изумруды, жемчуг) – это необходимое сырье для ювелирной промышленности, добыча которого внутри страны по номенклатуре никак не обеспечивает ее потребности. А во-вторых потому, что в силу технических причин практически нет возможности эффективного администрирования собираемости этих ввозных пошлин. В то же время нелегально ввезенная продукция и в дальнейшем свой оборот продолжает осуществлять "в тени", формируя последующий незаконный оборот, лишающий государства возможных налоговых поступлений.

Важнейшую роль в оживлении добычи и обращения драгоценных камней может сыграть массовое внедрение инноваций в части обработки (облагораживания) камнесамоцветного сырья. Позитивный экономический эффект может быть достигнут за счет введения в оборот огромных объемов несортового материала, повышения качества и стоимости сортового сырья.

Существенным является социальный эффект технологий – вовлечение тысяч людей в добычу и
обработку камнесамоцветного материала.

Однако в рамках ныне действующего отраслевого законодательства практически вся хозяйственная деятельность по использованию данных инновационных технологий оказывается незаконным оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней.

Наконец, следует обратить внимание на нерациональность многих норм, содержащихся в федеральном законе "О драгоценных металлах и драгоценных камнях". К таким нормам, например, следует отнести нормы по перевозке и хранению драгоценных металлов и драгоценных камней субъектами хозяйственной деятельности, нарушение которых трактуется сегодня как нарушение правил их оборота (статья 191 УК РФ). Также требует упорядочивания норма по сдаче драгоценных металлов на обязательный аффинаж, двойственное применение которой приводит к возбуждению уголовных дел по обвинению в незаконном обороте драгоценных металлов и драгоценных камней даже в тех случаях, когда по другим нормам того же закона этот оборот является законным.

На рисунке 3 приведено сравнительное соотношение объемов добычи алмазов и производства ювелирных изделий в мире и в России на примере одного года, из которого наглядно видно, насколько российские объемы производства ювелирных изделий мизерны в сравнении с мировыми объемами. При том, что Россия по объемам добычи алмазов на первом месте в мире, а золота – на пятом.

По всей вероятности мы подошли к такому рубежу, когда требуются дополнительные усилия по обеспечению опережающего развития отрасли с тем, чтобы полностью использовать ее потенциал. А это значит:

• увеличение доли ювелирной отрасли в ВВП страны, обеспечение ежегодных темпов ее роста на 30-35%;
• увеличение объема переработки золота в ювелирных изделиях до 200 тонн в год, объема производства бриллиантов до 3-4 млрд долларов, объема розничных продаж ювелирных изделий до 16-18 млрд долларов в год;
• увеличение российского экспорта до 3-4 млрд долларов в год;
• создание дополнительных 100 тыс. высокопроизводительных рабочих мест в регионах России, увеличение налоговых поступлений в бюджеты на 1 млрд рублей.

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕНЫ НА ЮВЕЛИРНОЕ ИЗДЕЛИЕ
Россия является крупным импортером ювелирных вставок из драгоценных (бриллианты мелких размеров, рубин, сапфир, изумруд) и полудрагоценных (гранат, турмалин, топаз и другие) и синтетических камней, а также жемчуга, кораллов, так как промышленных месторождений этих минералов в РФ нет или они практически не разрабатываются. Цена ввезенных драгкамней после уплаты налогов возрастает на 36–42%. Также себестоимость производства на российских предприятиях достаточно высока из-за системы налогообложения и нормативов оборота драгоценностей.

Для полного использования потенциала отрасли необходимо решить ряд вопросов, способствующих повышению конкурентоспособности российской огранки и ювелирных изделий на мировом рынке. Первая группа назревших проблем вытекает из таблицы 2, показывающей разительное отличие российской системы налогообложения оборота драгоценных металлов и драгоценных камней от зарубежной системы, что ставит российских производителей бриллиантов и ювелирных изделий в неравные условия с их иностранными
коллегами.

Наряду с этим ювелирное бизнес-сообщество России предлагает внести и другие изменения в действующее законодательство о драгоценных металлов и драгоценных камнях:

• введение именника для импортируемых ювелирных изделий;
• снятие ограничений на использование производителями лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней в ювелирном производстве, в том числе снять требование об аффинаже лома и отходов драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней;
• отмена обязательного опробования и клеймения ювелирных изделий, предназначенных для вывоза за пределы Таможенного союза, поскольку в западных странах российское клеймо на ювелирных изделиях не признается или считается браком;
• отмена обязательного опробования и клеймения ювелирных изделий из серебра массой до 3 г;
• отмена специального учета организаций, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, введение уведомительного учета;
• устранение неравенства при применении нулевой ставки НДС. В нынешней ситуации право на применение нулевой ставки могут использовать только добытчики драгоценных металлов и аффинажные заводы, а собственники лома и отходов, также являющихся сырьем для производства драгоценных металлов, из которых также производятся слитки драгоценных металлов, данную льготу применить не могут. Применение нулевой ставки НДС при продаже добытчиками сырых алмазов гранильным заводам России так же, как сейчас, установлено российским законодательством для зарубежных покупателей сырых алмазов у АК "АЛРОСА".

Заслуживают рассмотрение предложения о возврате государственной компании "АЛРОСА" к стратегии вертикальной интеграции, от которой руководство компании отказалось, ограничившись созданием ограночного производства. Видимо, государство только выиграет, если компания завершит вертикальную интеграцию, создав крупное собственное ювелирное производство взамен железорудных и газовых проектов, не только не свойственных компании, но и непосильных для нее, а также увеличив мощности своего ограночного производства.

Источник: rjexpert.ru

Галерея

Василий Власов, Владимир Пискунов: К опережающему развитию отрасли Василий Власов, Владимир Пискунов: К опережающему развитию отрасли Василий Власов, Владимир Пискунов: К опережающему развитию отрасли Василий Власов, Владимир Пискунов: К опережающему развитию отрасли
4408

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ: