«Золотые правила бизнеса»

«Золотые правила бизнеса»

Интервью президента компании АЛМАЗ-ХОЛДИНГ Гумерова Ф.Ф. журналу «Прямые инвестиции»

Це­ны на зо­ло­то стре­ми­тель­но рас­тут (за 2010 год — на 30%), за ни­ми под­тя­ги­ва­ют­ся рас­цен­ки на юве­лир­ные из­де­лия. Как в этих усло­ви­ях раз­ви­ва­ет­ся юве­лир­ный биз­нес, рас­ска­зы­ва­ет пре­зи­дент юве­лир­ной ком­па­нии «Ал­маз-Хол­динг», ген­ди­рек­тор ОАО «Крас­но­сель­ский юве­лир­пром» Флун Гу­ме­ров.

Ан­на Ти­хо­ми­ро­ва

Кон­ку­рен­ция меж­ду стра­на­ми

— Ка­ко­вы ва­ши про­гно­зы раз­ви­тия юве­лир­ной от­рас­ли на фо­не кри­зи­са ми­ро­вой эко­но­ми­ки?

— Не хо­чет­ся быть пес­си­ми­стом, но к кон­цу 2011 го­да це­на на зо­ло­то мо­жет «про­бить» $2 тыс. за ун­цию на Лон­дон­ской бир­же. В слу­чае от­сут­ствия гос­под­держ­ки оте­че­ствен­ной юве­лир­ной от­рас­ли пред­сто­ят очень тя­же­лые вре­ме­на. А мы ведь толь­ко-толь­ко на­чи­на­ем вы­стра­и­вать кон­струк­тив­ный диа­лог с вла­стью. В 2010 го­ду пред­ста­ви­те­ли юве­лир­ной про­мыш­лен­но­сти встре­ча­лись с экс-ми­ни­стром фи­нан­сов Алек­се­ем Куд­ри­ным, ко­то­рый при нас дал ука­за­ние со­здать со­вет при Мин­фи­не по по­вы­ше­нию кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти юве­лир­ной про­мыш­лен­но­сти. Со­вет до сих пор не со­здан, и у нас нет пло­щад­ки для об­ще­ния с ор­га­на­ми ис­пол­ни­тель­ной вла­сти фе­де­раль­но­го уров­ня. При этом мы на­ла­ди­ли от­но­ше­ния с ру­ко­во­ди­те­ля­ми субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции в Ко­стром­ской об­ла­сти, в Рес­пуб­ли­ке Та­тар­стан. В этом го­ду 19 фев­ра­ля про­шло со­ве­ща­ние с уча­сти­ем ди­рек­то­ра ад­ми­ни­стра­тив­но­го де­пар­та­мен­та Мин­фи­на Алек­сандра Ах­по­ло­ва. На нем мы об­су­ди­ли кон­крет­ные ре­ше­ния по со­зда­нию фе­де­раль­ной служ­бы кон­тро­ля над обо­ро­том дра­го­цен­ных кам­ней. Уже год как су­ще­ству­ет Та­мо­жен­ный со­юз Рос­сии, Ка­зах­ста­на и Бе­ло­рус­сии, а до­ку­мен­тов, ре­гу­ли­ру­ю­щих внут­рен­ний обо­рот драг­кам­ней внут­ри его участ­ни­ков, все еще нет.

— И ка­кие до­ку­мен­ты вам тре­бу­ют­ся для нор­маль­ной ра­бо­ты в Та­мо­жен­ном со­ю­зе?

— По дей­ству­ю­ще­му за­ко­но­да­тель­ству каж­дое юве­лир­ное из­де­лие долж­но быть за­клей­ме­но — и в Рос­сии, и в Ка­зах­ста­не. В иде­а­ле тре­бу­ют­ся вза­им­ное при­зна­ние клейм, об­щие пра­ви­ла кон­тро­ля роз­нич­ной тор­гов­ли, стан­дар­ты ка­че­ства из­де­лий и брил­ли­ан­тов. Но в Рос­сии — свои тех­ни­че­ские ре­гла­мен­ты ка­че­ства, а в США и Ев­ро­пе — свои. При этом на­ши кол­ле­ги из Ка­зах­ста­на взя­ли за ос­но­ву тех­ни­че­ские тре­бо­ва­ния Ев­ро­пы. Кро­ме то­го, в Ка­зах­ста­не клей­ме­ние юве­лир­ных из­де­лий про­из­во­дят част­ные пред­при­я­тия, а в Рос­сии — ис­клю­чи­тель­но гос­струк­ту­ры. Как это сов­ме­стить, по­ка не­по­нят­но.

В Рос­сии по за­ко­ну ни про­из­во­ди­тель, ни тор­го­вые пред­при­я­тия не мо­гут пе­ре­во­зить юве­лир­ные из­де­лия без бро­ни­ро­ван­ной ма­ши­ны, охра­ны. Эти пра­ви­ла ма­ло кто со­блю­да­ет, но на­ши пра­во­охра­ни­тель­ные ор­га­ны при же­ла­нии мо­гут нас про­ве­рить. В Ка­зах­ста­не та­ко­го за­ко­на нет. Там и фис­каль­ная на­груз­ка, и за­ко­но­да­тель­ная ба­за бо­лее ли­бе­раль­ные, адап­ти­ро­ван­ные к гло­баль­ной эко­но­ми­ке.

По­это­му в рам­ках Та­мо­жен­но­го со­ю­за долж­ны быть еди­ные ре­гла­мен­ти­ру­ю­щие до­ку­мен­ты, ко­то­рые поз­во­ли­ли бы на­шей от­рас­ли раз­ви­вать­ся и кон­ку­ри­ро­вать с им­пор­том. Ведь по­ми­мо ро­ста цен на зо­ло­то ос­нов­ная про­бле­ма юве­лир­ной от­рас­ли — кон­тра­факт­ная и кон­тра­банд­ная про­дук­ция.

На­при­мер, по дан­ным Про­бир­ной па­ла­ты, с 2000 до 2008 го­да рост им­пор­та се­реб­ра уве­ли­чил­ся в 20 раз. В то же вре­мя оте­че­ствен­ное про­из­вод­ство вы­рос­ло все­го в семь раз.

Го­су­дар­ство долж­но со­здать усло­вия для раз­ви­тия чест­ной кон­ку­рен­ции как внут­ри Рос­сии, так и на внеш­нем рын­ке. Ос­нов­ная про­бле­ма за­клю­ча­ет­ся в том, что кон­ку­рен­ция раз­ви­ва­ет­ся не по прин­ци­пу «кто пред­при­им­чи­вее», а ис­хо­дя из то­го, у ко­го боль­ше ад­ми­ни­стра­тив­ный ре­сурс.

Юве­лир­ная от­расль — это со­став­ная часть рос­сий­ской эко­но­ми­ки. Не­дав­но я встре­чал­ся с ру­ко­во­ди­те­лем Ко­мис­сии по со­дей­ствию экс­пор­ту цвет­ных кам­ней и юве­лир­ных из­де­лий из Ин­дии. Он со­гла­сил­ся с тем, что все про­бле­мы, со­пут­ству­ю­щие рос­сий­ской юве­лир­ной от­рас­ли, су­ще­ство­ва­ли и в Ин­дии 10–15 лет на­зад, до тех пор по­ка власть и биз­нес не на­ча­ли диа­лог. Се­год­ня Ин­дия, до­бы­вая толь­ко 3 т зо­ло­та, пе­ре­ра­ба­ты­ва­ет 700 т. Рос­сия, до­бы­вая 200 т зо­ло­та, пе­ре­ра­ба­ты­ва­ет все­го лишь 45 т. Тот же Ки­тай все, что до­бы­ва­ет, пе­ре­ра­ба­ты­ва­ет внут­ри стра­ны.

— За счет че­го эти стра­ны име­ют та­кие вну­ши­тель­ные по­ка­за­те­ли пе­ре­ра­бот­ки?

— За счет то­го, что биз­нес до­бил­ся ком­форт­ных усло­вий су­ще­ство­ва­ния. Ведь не сек­рет, что сей­час кон­ку­рен­ция идет не меж­ду пред­при­я­ти­я­ми и да­же от­рас­ля­ми, а меж­ду стра­на­ми: у ко­го бо­лее кон­ку­рен­то­спо­соб­ная за­ко­но­да­тель­ная ба­за, ли­бе­раль­ное на­ло­го­об­ло­же­ние, диа­лог меж­ду пред­ста­ви­те­ля­ми вла­сти и биз­не­са.

— Вы ска­за­ли, что по­след­ствия ро­ста цен на зо­ло­то бу­дут тя­же­лы­ми. В чем это вы­ра­зит­ся?

— Пре­жде все­го, в вы­мы­ва­нии обо­рот­ных средств юве­лир­ных пред­при­я­тий, умень­ше­нии спро­са и как след­ствие — со­кра­ще­нии ра­бот­ни­ков от­рас­ли. Се­год­ня мы про­сим вве­сти по­шли­ну на экс­порт зо­ло­та, се­ребра, зо­ло­тых слит­ков, как это бы­ло до 2000 го­да, — что­бы сы­рье пе­ре­ра­ба­ты­ва­ли внут­ри Рос­сии. Сей­час по­шли­на ну­ле­вая. Всем по­нят­но, что се­бе­сто­и­мость до­бы­чи зо­ло­та за год не уве­ли­чи­лась на 40%, а вот це­на на ма­те­ри­а­лы воз­рос­ла. По­че­му бы не вве­сти эту по­шли­ну? Ко­ти­ров­ки зо­ло­та — это как курс дол­ла­ра в об­мен­ном пунк­те: ко­гда вы по­ку­па­е­те аме­ри­кан­ские ден­зна­ки, их ко­ти­ров­ки вы­ше кур­са ЦБ, сда­е­те — ни­же кур­са. Ес­ли кто-то из-за вво­да этой по­шли­ны по­те­ря­ет ка­кую-то сум­му, го­су­дар­ство обя­за­но вер­нуть по­те­рян­ные день­ги. К при­ме­ру, бан­кам ее мож­но ком­пен­си­ро­вать за счет на­ло­гов.

Нам хо­чет­ся за­ло­жить в це­ну ту сум­му, ко­то­рая поз­во­ли­ла бы про­дать из­де­лие ве­сом в 1 кг и ку­пить 1 кг зо­ло­та. Од­на­ко си­ту­а­ция скла­ды­ва­ет­ся так, что, про­дав 1 кг из­де­лий из зо­ло­та, я по­ку­паю толь­ко 800 г, по­то­му что ко­ти­ров­ки зо­ло­та успе­ва­ют вы­рас­ти за вре­мя из­го­тов­ле­ния и про­да­жи из­де­лия. Во­ла­тиль­ность в от­рас­ли вы­со­кая.

Кро­ме то­го, нас ско­вы­ва­ет не­про­ду­ман­ное на­ло­го­об­ло­же­ние. Я зо­ло­то бе­ру по ста­рой це­не, а це­ну на из­де­лие дол­жен фор­ми­ро­вать, ис­хо­дя из но­вой це­ны на ме­талл. Раз­ни­ца еще об­ла­га­ет­ся на­ло­гом на при­быль и НДС. Хо­тя я по­ни­маю, что ме­сяц на­зад ку­пил зо­ло­то за $1500 за ун­цию, а сей­час оно сто­ит уже $1900 за ун­цию. Ес­ли я за­ло­жу эту раз­ни­цу в це­ну на из­де­лие, оно про­сто не впи­шет­ся в ры­нок, ко­то­рый ра­бо­та­ет по сво­им за­ко­нам. Здесь есть и ста­рые то­вар­ные за­па­сы, и лом­бард­ное зо­ло­то, и кон­тра­факт­ная про­дук­ция. По­это­му я бла­го­да­рен бан­кам, в част­но­сти Сбер­бан­ку, Вне­ш­торг­бан­ку, Газ­пром­бан­ку, за то, что они нас фи­нан­си­ру­ют. Ко­гда мы бе­рем кре­дит, про­цен­ты по не­му за­кла­ды­ва­ют­ся в се­бе­сто­и­мость из­де­лий. Это поз­во­ля­ет нам не про­едать соб­ствен­ный обо­рот­ный ме­талл и ра­бо­тать с зо­ло­том как с обыч­ным то­ва­ром.

Ко­стро­ма — сто­ли­ца юве­ли­ро­в

— Ка­кие ме­ры гос­под­держ­ки не­об­хо­ди­мы се­го­дня юве­лир­ной от­рас­ли?

— Я вы­сту­паю за опе­ра­тив­ный воз­врат НДС. На­ши кол­ле­ги из Тур­ции уже на гра­ни­це по­лу­ча­ют этот на­лог. Бе­ло­рус­сии и Ка­зах­ста­ну мы по­став­ля­ем то­вар с от­сроч­кой пла­те­жа. Это же обо­рот­ные день­ги!

Кро­ме то­го, го­су­дар­ство долж­но со­фи­нан­си­ро­вать ор­га­ни­за­цию юве­лир­ных вы­ста­вок в СНГ, в даль­нем за­ру­бе­жье, пол­но­стью обес­пе­чив стра­хов­ку, транс­пор­ти­ров­ку и ре­кла­му из­де­лий. Это все — имидж Рос­сии. Ес­ли мы не вер­нем на­шу стра­ну в спи­сок юве­лир­ных дер­жав, от­расль ис­чез­нет.

Рос­сия пе­ре­ра­ба­ты­ва­ет по­ряд­ка 45 т зо­ло­та в год, но в них как ми­ни­мум 30–40% — им­порт­ные из­де­лия, за­ве­зен­ные сю­да «ле­вым» пу­тем. По­лу­ча­ет­ся, что ле­галь­но­го про­из­вод­ства в стра­не оста­ет­ся на 30 тонн.

Мне го­во­рят, что я вы­сту­паю за пре­кра­ще­ние им­пор­та, в то вре­мя как в Рос­сии да­же нет нор­маль­ных ди­зай­не­ров. Но се­го­дня мож­но на­нять ди­зай­не­ра из лю­бой точ­ки ми­ра! При су­ще­ству­ю­щих ком­му­ни­ка­ци­ях мож­но про­из­ве­сти все что угод­но. На на­ших пред­при­я­ти­ях — са­мое луч­шее и са­мое со­вре­мен­ное обо­ру­до­ва­ние. Это при­зна­ют да­же на­ши кон­ку­рен­ты.

Но в Рос­сии — вы­со­кая ад­ми­ни­стра­тив­ная на­груз­ка. По стра­не раз­бро­са­но 20 от­де­ле­ний ин­спек­ций Про­бир­ной па­ла­ты (о­су­ществ­ля­ет гос­кон­троль над со­от­вет­стви­ем из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов ука­зан­ным на них про­бам. — РЕД.). Еще два го­да на­зад я еже­днев­но во­зил из Ка­за­ни в Уфу и об­рат­но юве­лир­ные из­де­лия. Но ес­ли ты хо­чешь сэко­но­мить на транс­пор­ти­ров­ке, то про­дук­цию мож­но на­кап­ли­вать и во­зить в ин­спек­цию раз в не­де­лю, че­ты­ре ра­за в ме­сяц, 50 дней в год. Это все за­кла­ды­ва­ет­ся в се­бе­сто­и­мость и ав­то­ма­ти­че­ски ска­зы­ва­ет­ся на кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти, умень­ша­ет обо­ра­чи­ва­е­мость ка­пи­та­ла.

Ад­ми­ни­стра­тив­ная со­став­ля­ю­щая — 1–2% от сто­и­мо­сти из­де­лия зо­ло­той от­рас­ли. Это очень боль­шие день­ги.

Еще 15 лет на­зад ни­кто и не знал, что та­кое юве­лир­ная про­мыш­лен­ность Ки­тая. А се­год­ня, по дан­ным СМИ, обо­рот драг­кам­ней этой стра­ны на­хо­дит­ся на 3 ме­сте по­сле не­дви­жи­мо­сти и ав­то­транс­пор­та. В Рос­сии же «ю­ве­лир­ка» — бес­ко­неч­но ма­лая ве­ли­чи­на. Хо­тя у нас есть все, что­бы сде­лать на­шу стра­ну ве­ли­кой юве­лир­ной дер­жа­вой: здесь пре­крас­ная шко­ла и сы­рье­вая ба­за, ши­ро­кая внут­рен­няя ауди­то­рия, ко­то­рая од­но­вре­мен­но яв­ля­ет­ся и ос­нов­ным ин­ве­сто­ром и по­ку­па­те­лем.

На­ши по­тре­би­те­ли долж­ны по­ни­мать, что, по­ку­пая им­порт, они ин­ве­сти­ру­ют в на­ших кон­ку­рен­тов. Мы же, как про­из­во­ди­те­ли, долж­ны пред­ло­жить то­ва­ры та­ко­го же ка­че­ства и по со­от­вет­ству­ю­щей це­не. Гос­по­ли­ти­ка в на­шей стра­не долж­на быть на­прав­ле­на на со­зда­ние спро­са. Чи­нов­ни­ки долж­ны быть мо­ти­ви­ро­ва­ны на ко­неч­ный ре­зуль­тат, как и биз­нес. А се­го­дня мы те­ря­ем свой внут­рен­ний ры­нок, экс­пор­ти­ро­вать да­же в СНГ ста­но­вит­ся про­бле­мой. Мы го­то­вы по­де­лить­ся с вла­стью сво­ей при­бы­лью, в том чис­ле че­рез на­ло­го­вую си­сте­му, ес­ли эту при­быль мы по­лу­ча­ем с по­мо­щью го­су­дар­ства.

Ма­лый и сред­ний биз­нес Та­и­лан­да и Ки­тая пе­ре­би­ра­ет­ся в офф­шор­ные зо­ны. Здесь льгот­ный ре­жим на­ло­го­об­ло­же­ния и бо­лее де­ше­вая ра­бо­чая си­ла. Мы не ухо­дим в офф­шор­ные зо­ны. В «Де­ло­вой Рос­сии» мы «за­щи­ти­ли» про­ект по со­зда­нию кла­сте­ра юве­лир­ной от­рас­ли в Ко­стром­ской об­ла­сти. Мы сде­ла­ли Ко­стро­му юве­лир­ной сто­ли­цей Рос­сии, да­вай­те же Рос­сию сде­ла­ем юве­лир­ным го­су­дар­ством ми­ра.

— А что да­ет со­зда­ние кла­сте­ра в Ко­стром­ской об­ла­сти?

— Кла­стер — это ко­опе­ра­ция и спе­ци­а­ли­за­ция. Здесь мож­но и нуж­но от­крыть та­мо­жен­ный спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ный по­ст. Та­ких по­стов в Рос­сии — по­ка два (Москва

и Санкт-Пе­тер­бург).

Не все из­де­лия, по­став­лен­ные на экс­порт, про­да­ют­ся, по­это­му их нуж­но воз­вра­щать. А это це­лая про­бле­ма. К при­ме­ру, мы по­ста­ви­ли 100 из­де­лий; из них 80 ку­пи­ли, а 20 нет. Ес­ли мы не вер­нем не­про­дан­ный то­вар, у про­дав­ца не бу­дет де­нег ку­пить но­вые мо­де­ли, бо­лее хо­до­вые. Мы идем нав­стре­чу, за­би­ра­ем не­про­дан­ные из­де­лия и пе­ре­де­лы­ва­ем их. Од­на­ко для нас вер­нуть не­ре­а­ли­зо­ван­ный то­вар на ро­ди­ну по дей­ству­ю­ще­му за­ко­но­да­тель­ству — это прак­ти­че­ски не­ре­аль­ная за­да­ча.

— Рас­ска­жи­те о ко­опе­ра­ции в дан­ном кла­сте­ре.

— В юве­лир­ной от­рас­ли у ка­ко­го-то про­из­во­ди­те­ля луч­ше по­лу­ча­ет­ся ли­тей­ное про­из­вод­ство, у ка­ко­го-то — ал­маз­ная огран­ка, ас­сор­ти­мент­ный ряд. Мы при­об­ре­ли пер­вый пя­ти­ко­ор­ди­нат­ный ста­нок япон­ской ком­па­нии FANUC за 250 тыс. ев­ро; ряд де­та­лей де­ла­ем для кол­лег. Мы прак­ти­че­ски всем по­став­ля­ем бес­шов­ные тру­бы из се­ребра. Обо­ру­до­ва­ние для про­из­вод­ства та­ких труб очень до­ро­гое, и, ко­неч­но, луч­ше ко­опе­ри­ро­вать­ся. Весь мир так ра­бо­та­ет — кто-то де­ла­ет зам­ки, кто-то це­пи. В Рос­сии эта прак­ти­ка внед­ря­ет­ся тя­же­ло. У нас ру­ко­во­ди­тель за­ни­ма­ет­ся и те­ку­щей де­я­тель­но­стью, и раз­ви­ти­ем, то­гда как в ми­ре эти функ­ции раз­де­ля­ют меж­ду со­бой два ме­не­дже­ра.

Клей­мо на экс­пор­те

— Сколь­ко про­дук­ции вы по­став­ля­е­те на экс­порт?

— По­сле кри­зи­са про­да­жи упа­ли до 15–20%. Мы по-преж­не­му по­став­ля­ем на­шу про­дук­цию в стра­ны ближ­не­го за­ру­бе­жья, в США, Гер­ма­нию, где на­хо­дит­ся око­ло 4 млн че­ло­век рус­ско­языч­но­го на­се­ле­ния, ко­то­рые яв­ля­ют­ся на­ши­ми по­тен­ци­аль­ны­ми кли­ен­та­ми. Ес­ли бы в Рос­сии су­ще­ство­ва­ла го­су­дар­ствен­ная про­грам­ма, ко­то­рая под­дер­жи­ва­ла бы пред­при­я­тия, ори­ен­ти­ро­ван­ные на экс­пор­т…

— На За­па­де си­ту­а­ция в юве­лир­ной от­рас­ли в пе­ри­од кри­зи­са раз­ви­ва­лась по то­му же сце­на­рию, что и в Рос­сии?

— Кри­зис ощу­ти­ли все стра­ны, спрос упал вез­де. До кри­зи­са в ми­ре ос­нов­ным по­тре­би­те­лем зо­ло­та бы­ла юве­лир­ная про­мыш­лен­но­сть. Сей­час си­ту­а­ция из­ме­ни­лась.

До кри­зи­са в ми­ре еже­год­но до­бы­ва­ли 2,4 тыс. т зо­ло­та, ко­то­рые как раз и по­треб­ля­ла «ю­ве­лир­ка» при об­щем по­треб­ле­нии зо­ло­та в 3,2 тыс. т. Сре­ди осталь­ных по­ку­па­те­лей ме­тал­ла — ин­ве­сти­ци­он­ные ком­па­нии, бан­ки, про­мыш­лен­но­сть, ме­ди­ци­на. В 2010 го­ду ин­ве­сти­ци­он­ные фон­ды при­об­ре­ли око­ло 2,9 тыс. т зо­ло­та — боль­ше, чем юве­лир­ная про­мыш­лен­но­сть. Это свя­за­но с тем, что сто­и­мость зо­ло­та рез­ко вы­ро­сла.

— В на­ших ма­га­зи­нах мно­го из­де­лий не­пре­зен­та­бель­но­го ви­да. С дру­гой сто­ро­ны, у нас есть хо­ро­шие ди­зай­не­ры и ма­сте­ра. По­че­му же не вид­но их ра­бо­ты?

— В Ко­стро­ме на на­ших про­из­вод­ствах все из­ме­ни­лось. Сей­час вы мо­же­те что угод­но на­ри­со­вать, и тут же эта мо­дель «вы­ра­щи­ва­ет­ся» из вос­ка. Рань­ше мо­де­ли де­ла­ли вруч­ную. Се­год­ня мы изу­ча­ем про­из­вод­ства за­пад­ных ком­па­ний. Од­на­ко что имен­но нам про­из­во­дить — ре­ша­ет мар­ке­то­лог, так как он те­перь яв­ля­ет­ся пер­вым ли­цом по­сле хо­зя­и­на в ком­па­нии. Мы вы­пус­ка­ем толь­ко то, что дик­ту­ет спрос, хо­тя в со­сто­я­нии про­из­во­дить лю­бые из­де­лия.

Ино­гда к нам при­хо­дят лю­ди с прось­бой сде­лать ко­пию по­те­рян­ной се­реж­ки, ко­то­рая бы­ла куп­ле­на за гра­ни­цей у ве­ду­щей ми­ро­вой ком­па­нии. Ко­гда мы от­да­ем ко­пию, кли­ен­ты про­сят сде­лать и вто­рую се­реж­ку, по­то­му что на­ша ока­зы­ва­ет­ся луч­ше.

— А по­че­му бы имен­но та­кие из­де­лия не по­став­лять за ру­беж?

— Мы семь лет вы­став­ля­лись в Лас-Ве­га­се. Од­на­ко тер­пе­ние у нас за­кон­чи­лось. Аме­ри­кан­ские по­ку­па­те­ли го­то­вы брать на­ши из­де­лия с усло­ви­ем, что­бы на них не бы­ло ни­ка­кой вмя­ти­ны, ни­ка­ко­го рос­сий­ско­го клей­ма. Мы же это­го сде­лать не мо­жем, так как на­ше го­су­дар­ство не поз­во­ля­ет про­да­вать из­де­лия без клейм. Аме­ри­кан­цы удив­ля­ют­ся: «Не­уже­ли ва­ша Про­бир­ная па­ла­та бу­дет про­ве­рять из­де­лия в США?» Ко­неч­но, не бу­дет, но в ито­ге ры­нок за­крыт.

То­вар дол­жен быть по­став­лен в срок. Од­на­ко че­ты­ре го­да на­зад клей­ме­ние за­ви­се­ло от за­гру­жен­но­сти Про­бир­ной па­ла­ты: оно мог­ло укла­ды­вать­ся в три дня, а ино­гда и в три не­де­ли. Го­су­дар­ство при всем сво­ем же­ла­нии не мо­жет ве­сти то­таль­ный кон­троль обо­ро­та драг­кам­ней. Для это­го нуж­но вве­сти фор­мы без­воз­врат­ных по­терь на каж­дое из­де­лие, но ведь их мил­ли­о­ны. В ито­ге вме­сто рос­сий­ско­го из­де­лия аме­ри­кан­цы по­ку­па­ют ту­рец­кое. Кста­ти, я за­ме­чу, что Тур­ция под­ня­лась на юве­лир­ном рын­ке толь­ко за счет на­ших мо­де­лей. Они ко­пи­ру­ют на­ши из­де­ли­я…

Пра­ви­ла по­ку­па­те­ля

— Ко­гда вы ви­ди­те на сво­их со­труд­ни­ках юве­лир­ные из­де­лия кон­ку­рен­тов, как вы на это ре­а­ги­ру­е­те?

— Аб­со­лют­но спо­кой­но, ведь юве­лир­ные из­де­лия — это тот то­вар, ко­то­рый за­ря­жен по­ло­жи­тель­ны­ми эмо­ци­я­ми.

— Кто ваш глав­ный по­ку­па­тель?

— Жен­щи­ны от 21 до 45 лет. Око­ло 25–30% по­ку­пок де­ла­ют муж­чи­ны, но в ос­нов­ном для дам.

— Ка­ко­вы пра­ви­ла по­ку­па­те­ля юве­лир­но­го из­де­лия?

— Пер­вое пра­ви­ло — во всем со­мне­вать­ся. К со­жа­ле­нию, в юве­лир­ной от­рас­ли жу­лья на­мно­го боль­ше, чем в дру­гих. Вто­рое — ес­ли по­ку­па­е­те брил­ли­ан­то­вые из­де­лия, при­хо­ди­те с гем­мо­ло­га­ми (экс­перт по драг­кам­ням. — РЕД.). Тре­тье — изу­чай­те ис­то­рию пред­при­я­тия. Нель­зя де­лать по­куп­ки в под­зем­ных пе­ре­хо­дах и на рын­ках. Ведь что­бы от­крыть юве­лир­ный ма­га­зин, не­об­хо­ди­мо от 600 тыс. до 1 млн руб. Это не та­кие боль­шие день­ги. Про­да­вец, ко­то­рый име­ет не­сколь­ко план­ше­тов (под­став­ка для юве­лир­ных укра­ше­ний. — РЕД.), мо­жет арен­до­вать ме­сто в нор­маль­ном ма­га­зи­не. Ес­ли он пред­ла­га­ет вам один план­шет и его ма­га­зин — на ко­ле­сах, то он про­сто жу­лик. Ведь в на­шей от­рас­ли ос­нов­ной обо­рот­ный ка­пи­тал в из­де­ли­ях, а не в по­ме­ще­ни­ях. Еще од­но пра­ви­ло — на­до со­хра­нять то­вар­ный чек.

Мы очень до­ро­жим сво­им по­ку­па­те­лем. По­это­му вни­ма­тель­но сле­дим как за ха­рак­те­ри­сти­ка­ми из­де­лия, так и за их ка­че­ством. На­ши кон­трол­ле­ры от­де­ле­ны от про­из­вод­ства и не при­ни­ма­ют из­де­лия со­мни­тель­но­го ка­че­ства. Я уве­рен, что в Рос­сии есть ком­па­нии, где су­ще­ству­ют ана­ло­гич­ные тре­бо­ва­ния.

— Рос­сий­ские по­ку­па­те­ли чем-то от­ли­ча­ют­ся от ев­ро­пей­цев?

— Прак­ти­че­ски все раз­би­ра­ют­ся в тен­ден­ци­ях юве­лир­ной мо­ды. Хо­тя мы счи­та­ем, что мо­да при­хо­дит и ухо­дит, а стиль оста­ет­ся. На­ша за­да­ча — по­мочь из­де­ли­ям быть стиль­ны­ми. Мы сей­час раз­ра­ба­ты­ва­ем ин­те­рес­ную про­грам­му. При­об­ре­тая из­де­лие, по­ку­па­тель в трех­мер­ном про­стран­стве смо­жет уви­деть се­бя с укра­ше­ни­ем.

Брил­ли­ант или под­дел­ка?

— Нас­коль­ко сей­час по­пу­ляр­ны из­де­лия из по­лу­дра­го­цен­ных кам­ней?

<p
Источник: Jewerly-News
3154

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ: