Дмитрий Захаров: Украшения с "танцующими" камнями как новое направление в ювелирном искусстве

Дмитрий Захаров: Украшения с "танцующими" камнями как новое направление в ювелирном искусстве

Разнообразие ювелирной продукции на витринах магазинов и на сайтах Рунета взрывает наше даже самое смелое воображение. Но далеко не все пользователи Интернета и другие заинтересованные лица знают, что все художественно-прикладные изделия имеют свой собственный отличительный стиль. Знатоки всегда отличат уравновешенный анималистический стиль Roberto Cavalli, изящность работ Van Cleef, утонченность с ненавязчивой монументальностью в работах Bruno Buccellati… По моему мнению, в каждом стиле есть еще и форма, его образующая. К примеру, Chopard известен украшениями, где мелкие камешки, заключенные между стеклышками, группкой бегают по краям заключившего их кольца под собственным весом. Что ж, Chopard нашел свой оригинальный почерк, но разнообразить его, дать ему новое направление так и не смог. Может, сможет еще. Со временем… Зато даже статичный стиль знаменитого Chopard нашел своего покупателя и смело шагнул в жесткий рынок конкуренции.

Сейчас я пытаюсь разобраться, какое влияние оказывает на стиль украшений новое направление в его развитии, не затронув его основополагающие формы!

Поясню на примере.

Пусть в отдельно взятом украшении присутствует некий декоративный элемент (ДЭ), — листочек, камешек или другая какая-то виньетка. И автор придает этому ДЭ подвижность, подвесив их, к примеру, на кольцевой шарнир. Уже подвижные элементы на фоне статичного украшения как бы оживляют это изделие, совсем не изменив его форму и не нарушая собственно стиля этого украшения.

Так что если на вашем любимом ювелирном изделии вдруг родится, оживет и «затанцует» один или несколько камешков, это не значит, что ваше любимое чадо утратит свой неповторимый стиль! Оно приобретет только новое направление — направление диалога со своим хозяином, отзывающееся на любое его движение.

Правда, бывает, когда сам дизайнер конструирует свой шедевр таким образом, что оживший «танцующий» бриллиант является центральным объектом внимания ценителя прекрасного, и весь дизайн этого украшения и его оформление подчинены только этому уникальному «танцующему» бриллианту.
Пример: «Узник», «Колокольчик», «Глаз»…

Надо признаться, что такие украшения с «танцующими» камнями еще только входят (с триумфом) в сферу потребительского рынка и требуют точных инженерных расчетов, калиброванной обработки поверхностей и деталей и хотя бы начальных знаний в области механики и кинематики.

Подобные изделия создаются Мастером особенно скрупулезно, и его труд над таким украшением может занять не один год. «Бабочка» — яркий пример такого упорного труда. Я потратил на ее создание более двух лет… И процесс ее совершенствования еще не закончен!

И вот еще что.

По моему мнению, изделия, рожденные из-под рук Мастера, впитавшие в себя его сущность, с его харизмой, с калькой его души, являются изделиями уникальными.

И имя им — ЭКСКЛЮЗИВ!

ЧАСТЬ 1

Не только подвижность в украшениях открывает новое направление в стиле. Я нашел еще одно из них.

Взять, к примеру, «Зеркалку», где мне удалось воплотить идею рассеянного и отраженного света. Эмаль, нанесенная не на открытую, как обычно, поверхность изделия, а на свод его внутренней стороны, где встроенная в украшение полусферическая полированная подложка-пластина отражает эту эмаль через специальные отверстия в его корпусе.

В данном случае форма подобных изделий давно известна и принадлежит к определенному стилю. Если бы не рассеянный отраженный свет от полированной подложки! Это — новое направление, считаю я. А стиль — тот же!

(Скажу по секрету, эмаль может быть люминесцентной, от этого эффект в затемненном помещении просто зрелищен!)

Иногда в корпусе такого ювелирного украшения, на его, так называемом, своде можно крепить цветные камни. В этом случае полированная подложка-зеркало отражает обратную сторону этих камней и их видно через специальные «окна». И наблюдается это отражение как маленькие «звездочки» на фоне излучающего свет неба…

Теперь хотелось бы поподробнее остановиться на том направлении развития стилей, где присутствуют подвижные элементы, свободно перемещающиеся в пределах ювелирного изделия. Я предпочел бы рассмотреть это направление на примере ограненного прозрачного камня. Пусть этим камнем будет бриллиант. Это новое направление мы будем рассматривать только в области подвижности камня и изучать влияние его колебательных движений на силу дисперсии, а точнее выражаясь, на силу зрительного эффекта от дисперсионных составляющих (скорость передачи, качество и т.п.).

Рассмотрим пример.

Пусть нам дан неподвижный источник света «L», одинарный луч которого падает на неподвижный (статичный) бриллиант, жестко закрепленный в ювелирном украшении. Естественно, рассев (дисперсия) цветовой гаммы будет статичным и неизменным. Теперь изменим положение камня таким образом, чтобы луч от источника света падал на другие его грани. Логично полагать, что и дисперсионная картина изменится: мы увидим совсем другую гамму цветов и совсем иной колорит! Чуть изменив еще раз положение бриллианта, мы вновь заметим изменения в его играющих цветами и бликами гранях. Это — факт! Для того чтобы собрать воедино все три результата нашего эксперимента, вопрос решают просто — увеличивают количество рядом закрепленных камней. Но есть еще один путь. И он более прост. А его результат поражает своей эффективностью.

Он был запатентован мною еще в 2003 году. И с тех пор я немного расширил его возможности, на чем и хочу остановиться подробнее.

Пусть мы имеем фиксированный источник света «L» и один бриллиант диаметром примерно 5–6 миллиметров. Это чуть больше полкарата. (Карат — это вес камня, и он равен 0,2 грамма.) Такой размер камня выбран не случайно, и причину такого выбора я изложу чуть ниже.

Каким образом мы будем осматривать его, любуясь неповторимой игрой его граней, его дисперсией? Уверен, что 99,9% ценителей будут вращать его перед глазами, наслаждаясь сказочным завораживающим переливом преломленного в нем света. Ну а 0,1% я оставлю тем, кто предпочитает наслаждаться игрой бриллианта по фотографии через фотошоп. Но это их дело…

Итак, для того чтобы бриллиант «заиграл», «заработал», он должен следовать единственному условию — перемещаться в пространстве, подставляя источнику света «L» разные свои грани.

См. рис.

Это очень важный определяющий фактор его назначения как декоративного элемента в ювелирном изделии. Есть, конечно, и другие факторы, определяющие зрительный эффект, — качество исходного материала (алмаза, к примеру), его цвет, прозрачность, качество огранки, наконец. Но эти факторы мы рассматривать не будем, так как они есть нам уже данные.

Вот мы и подошли к самому главному моему изобретению, которое заключается в том, что если придать ограненному камню подвижность в виде колебаний, то при определенных амплитудно-частотных условиях зрительный эффект увеличивается в несколько раз!

Очевидно, что при колеблющемся бриллианте смена отраженного света в его гранях множится и ускоряется, и мы можем видеть некий цветовой массив, который придает камню оживленность и зрительно увеличивает его объем. Необходимо отметить, что при этом эффекте не наблюдается так называемая смазанность, мутность этого массива. Это объясняется тем, что отраженный свет не перемещается в пространстве, а цветовой массив создает игра граней бриллианта. Они попеременно то вспыхивают своими цветами, то гаснут. В зависимости от положения самого бриллианта.

С этим разобрались. Теперь вопрос второй. Как заставить камень колебаться?! Этого несложно достичь при помощи знания законов механики и наличии светлого ума.

ЧАСТЬ 2

Существует несколько способов придать камню колебательные движения. От тех способов, где применяются пружины, магниты и другие вспомогательные средства, я наотрез отказался. Есть на то причины. Они — нетехнологичны!

Прежде чем подойти к описанию всего разнообразия способов придать колебательные движения декоративному элементу (ДЭ) — в нашем случае бриллианту, я считаю своим долгом донести до светлого сознания своих уважаемых читателей еще несколько слов о таком понятии, как центр тяжести объекта и его проекция на опорную поверхность. Вот классическая схема:

Рис. 1

В прошлых моих публикациях в профильных изданиях — не помню, каких именно — я описывал некоторые конструктивные решения для достижения необходимого результата. Там я не останавливался на этих решениях подробно. Но со временем, экспериментируя с колебательными системами, я расширил возможности конструкторских решений.

Но все по порядку.

Дело в том, что основной и основополагающий принцип качания предмета на горизонтальной плоскости заключается в следующем. Твердый шаровой сегмент, имеющий гладкую поверхность, спокойно находится на твердой гладкой поверхности и соприкасается с ней в точке «Х» (см. рис. 1).
Его центр тяжести «Z» не выходит за пределы проекции шарового сегмента на эту плоскость. При возмущении этой конструкции центр тяжести смещается относительно точки «Х» (см. рис. 2).

Рис. 2

При этом конструкция получает потенциальную энергию, которая стремится вернуть ее в точку покоя. А кинетическая энергия, которая определяется силой инерции, стремится отклонить конструкцию в противоположную сторону на расстояние «-Хi» (см. рис. 3).

Рис. 3

И так далее. Пока сила трения, — трения качения, не успокоит затухающие колебания до совмещения точки «Х» с проекцией центра тяжести «Z». То есть «Хi» = 0! Рассмотрим вариант, когда проекция центра тяжести выходит за пределы проекции шарового сегмента. Что произойдет? (См. рис. 4.)

 Рис. 4
 
  
Конструкция опрокинется, естественно! Отсюда напрашивается вывод, что чем ниже точка «Z» к точке «Х», тем устойчивее конструкция.

Теперь возьмем другую конструкцию, где ДЭ (декоративный элемент) так видоизменен, что его центр тяжести «Z» максимально удален от точки касания «Х».
Из рисунка видно, что при первом варианте «А» конструкция намного устойчивее, чем во втором варианте «В». Не будем углубляться в теорию и вычислять допустимые углы наклона обеих конструкций. Очевидно, что в первом варианте углы наклона куда больше, чем во втором! Вот примерный график зависимости устойчивости колебательной конструкции от удаления центра тяжести «Z» до точки опоры «Х».

Надо понимать также, что чем больше вес камня, тем выше центр тяжести колебательной конструкции. Но с этим увеличивается порог чувствительности системы. (Порог чувствительности — это та минимальная сила, которая приводит конструкцию в движение).

Вернемся чуть назад и вспомним наши выводы о том, что:

А) При качании (вибрации) камня луч света будет падать на перемещающиеся грани камня и игра света в них зрительно усилится из-за их быстрых частотных переключений.

В) При этом исключается «смазывание» отраженных лучей.

Надо заметить, что вибрация, или свободные колебания, имеет свои механические характеристики. А именно — частоту колебаний и их амплитуду. Эти основные характеристики колебательной конструкции напрямую связаны с появлением понятия цветового массива и зрительным дисперсионным эффектом.
Рассмотрим эти характеристики и их связь с игрой камня.

Частота — это количество колебаний в единицу времени.

Амплитуда — это расстояние между двумя крайними точками отклонения тела за одно колебание.

Мои многолетние исследования эмпирически показали, что амплитуда «А» колебаний ДЭ (бриллианта) должна быть в пределах 10–15% от диаметра камня. Такое значение амплитуды позволяет воспринимать камень как единое целое, только чуть большего объема, и не замечать размытость его краев.

Частота колебаний ограненного камня практически остается неизменной до полного их затухания и подбирается мастером в зависимости от геммологических свойств камня. По моим наблюдениям, средняя частота Сi колебательной системы должна варьировать в пределах 8–15 герц.

Такая амплитудно-частотная характеристика вполне может усилить игру камня и повысить зрительный эффект от этого (см. рис. 5).

Из рисунков видно, как многократно усиливается дисперсионный эффект в колеблющемся бриллианте, а его объем зрительно увеличивается до цветового массива.

Закончим с этим.

Теперь перейдем непосредственно к колебательным механическим конструкциям, мною созданным специально для этих целей.

ЧАСТЬ 3

Рассматриваемая нами конструкция, содержащая собственно шаровой сегмент и жестко закрепленный на нем ДЭ, бриллиан, к примеру. Конечно, вместо камня на сегменте могут быть закреплены и другие ДЭ — паучок, жемчуг, мушка и т.д. и т.п. Это придает оживленность ювелирному украшению и является его изюминкой. Но это дело дизайнера, какое изделие создавать. Мы, повторяю, рассматриваем ДЭ как бриллиант диаметром 5–6 мм.

Шаровой сегмент на ровной гладкой горизонтальной поверхности позволяет камню раскачиваться (вибрировать) в любую от точки «Х» сторону. Это — универсальная конструкция. Но как регулировать амплитуду и частоту такой конструкции?

Просто. Вот несколько рисунков, позволяющих наглядно продемонстрировать способы их регулирования.

Как видно из них, подгоняя радиус Ri опорной горизонтальной поверхности и радиус ri шарового сегмента, мы всегда можем добиться наилучших результатов для образования цветового массива. Не забывайте и о центре тяжести «Z», который тоже влияет на параметры колебательной системы.

Другими словами, применяя конструкцию к кольцу, мы должны не забывать, что после крепления камня весь колебательный элемент — из-за смещения центра тяжести «Z» вверх — получит в итоге увеличенную амплитуду и уменьшенную частоту своих колебаний.

ЧАСТЬ 4

Так подробно рассматривая шаровой сегмент как наиболее универсальную конструкцию, я ни в коем случае не умаляю достоинства других вариантов и конструктивных особенностей колебательной системы. Есть, к примеру, как я его называю, векторное колебание. Это такое колебание, когда конструкция вибрирует в строго заданном направлении. Такие конструкции необходимы, когда надо подчеркнуть именно направление колебаний, а не хаотичное, как с шаровым сегментом на плоскости. Как пример я могу привести кольцо «Бабочка», крылья которой порхают в строго заданном направлении. Или кольцо «Глаз», где камень, вкрепленный в своеобразную конструкцию, колеблется в строго заданной плоскости.

Технология сборки кольца не представляет трудностей. Вначале — после обработки всех деталей — я помещаю декоративную чашечку между шаровым сегментом, содержащим специальный прилив для фиксации каста, и собственно кастом. И спаиваю каст К с сегментом S.

На этом рисунке видно, что существует составная конструкция, состоящая из шарового сегмента S, декоративной чашечки и самого каста с камнем К. Причем диаметр просвета у чашечки заведомо меньше диаметра шарового сегмента S и диаметра самого камня. Таким образом, чашечка как бы болтается между кастом и сегментом. Если мы подведем к сегменту S опорную поверхность кольца, то конструкция начнет колебаться от малейшего внешнего возмущения. То есть от малейшего непроизвольного подрагивания рук, пальцев. Полированная декоративная чашечка дает дополнительный отблик игры камня.
Теперь попробуем на этой самой подложке вырезать небольшой продольный разрез, как показано на рисунке.

И поместить на нее наш шаровой сегмент. Что произойдет? Сегмент будет колебаться только вдоль этого разреза, создавая таким образом векторную подвижность.

Я утверждаю, что колебания в одной плоскости ничтожно влияют на эффект зрительной дисперсии и вполне и во многих случаях имеют место быть.

Для самоцентрирующихся шаровых сегментов в опорной плоскости можно выполнить разрез не прямоугольной, а овальной формы, как показано на рисунке.

В таком случае колебательный объект будет стремиться к точке Х, поскольку в этой точке будет самое низкое и устойчивое положение. Примером могут служить такие изделия, как «Глаз», «Бабочка», «Узник».

Есть и другие способы придать бриллианту векторное колебание. Вот некоторые из них.

Или так.

Помните, я упоминал, что для более ясного понимания процессов колебания я выбрал камень диаметром 5–6 мм? И это не случайно. Дело в том, что более мелкие камни, диаметром 1,5–3,0 мм, малоэффективны при колебательных процессах. Да и порог чувствительности у мелких камней невелик. Потому как инерционные силы совсем малы из-за их массы. Можно, конечно, увеличить массу колебательного объекта за счет шарового сегмента или специально увеличенного каста. Но, поверьте, это будет «монстр», а не изящное колечко…

Что я могу порекомендовать в случае, если крупного камня нет, а кольцо задумано именно такое, с подвижностью? Можно поступить следующим образом. Вместо одного большого камня изготовить «букет» из более мелких камней, объединенных в один каст, подходящий по размерам.

Все было бы прекрасно, если бы не было одного «НО»!

Все, что я описывал ранее, все колебательные системы и объекты опирались на горизонтальную поверхность. То есть такие колебания камней можно применить только в кольцах, где им опорой служит только горизонтальная поверхность.

Как же быть с данным направлением подвижности в серьгах, брошах, кулонах? Где камень должен колебаться в вертикальном, а не в горизонтальном положении?! Где бриллиант не стоит вертикально на шаровом сегменте, а должен висеть вертикально? Как обеспечить ему амплитудно-частотную подвижность, которая превратила бы его в единый цветовой массив и усиливала бы зрительный эффект его дисперсии?

ЧАСТЬ 5

Конечно, я пытался использовать видоизмененные шаровые конструкции с вкрапленным в них камнем, но такая технология, такая система показалась мне малоэффективной и громоздкой. Я нашел другой, как мне кажется, лаконичный способ привести камень в колебательное состояние в вертикальном положении с возможностью регулирования его амплитудно-частотных характеристик.

Рассмотрим такой вариант.

Для начала возьмем каст, шарнирно закрепленный на кольцах и произвольно перемещающийся в пространстве. Его перемещение ограничивается только в вертикальном направлении. Это важно. Теперь возьмем наш шаровой сегмент «S» и жестко прикрепим его к кольцу.

Из-за смещения центра тяжести «Z»  он, колебательный объект, отклонится в сторону, как показано на рисунке сверху. Для того чтобы вновь привести его в вертикальное состояние, «подопрем» его гладкой подложкой N, как показано на рисунке снизу.

Получится колебательная система со свободой перемещения только в одной плоскости, а именно А-В. Регулировка амплитудно-частотных характеристик аналогична способу и правилам, которые я описывал еще в предыдущих главах и частях.

Есть только один крохотный нюансик, так сказать, изюминка этой конструкции. Не нужен нам никакой шаровой сегмент! Дело в том, что перекатывается этот сегмент строго по определенным точкам — точкам касания с подложкой. В принципе, нам достаточен плоский сегмент, поскольку колебательные движения этой подвески, — назовем ее так, — векторное!

Было бы глупо, по крайней мере, ограничиваться только единственным колебательно-подвижным объектом в украшении. Более широкие возможности, более колоритные образцы мы можем воссоздать, используя множество таких систем.

Возьмем мою «Бабочку», у которой всего два колебательных объекта, два подвижных крылышка, — вполне может претендовать на ожившую порхающую красотку… Кольцо «Сова», где более двух колеблющихся объектов, созданная мной много лет тому назад, с сапфировыми глазищами и кольцом в форме головы этой птицы. Она тоже могла бы претендовать на ожившую птицу с вращающимися глазами. А можно создать и паучка на паутинке, спешащего к своей жертве. Можно пчелку на цветке… Такие шедевры наверняка давно были созданы мастерами-ювелирами. Только они не трепещут, только они «спят».
А я мечтаю о змейке, которая, обвивая ваше запястье, будет дразнить вас не только извивающимся телом, но и сверкающей бриллиантами своей шершавой чешуей. Или кольцо-гусеницу, ползущую вдоль пальца, чтобы укрыться между ними… Вдохнуть в них, в эти чудные божьи создания, жизнь, заставить их бороться за свое существование, вдыхая жизненную силу вместе с вашим вздохом, получая ее вместе с вашим содроганием, с вашим духом, с вашим эго, наконец! Ведь они — ваши! И любое ваше движение обязательно отзовется в их колебаниях с той силой, с какой вы пришли к ним. И приручили.
 
С уважением к моим читателям и последователям
 /Дмитрий Захаров/

https://www.youtube.com/user/jeweller55/

Другие публикации в рубрике Производство:


Денис Копосов: Легко ли быть индивидуальным предпринимателем в ювелирном бизнесе
12 марта 2018 г. Производство
Денис Копосов: Легко ли быть индивидуальным предпринимателем в ювелирном бизнесе

Статус индивидуального предпринимателя в ювелирном бизнесе имеет довольно широкое применение. Это и мастера, не имеющие работников, занятые в сфере услуг, и небольшие производства, имеющие наемных работников, и ломбарды, осуществляющие скупку …

Денис Копосов


Александр Богданов: Структура себестоимости ювелирных изделий при работе по договору подряда
4 октября 2017 г. Производство
Александр Богданов: Структура себестоимости ювелирных изделий при работе по договору подряда

Многие ретейлеры считают себестоимость изделий по договору подряда как сумму цены покупки металла плюс цена работы, и ошибочно кажется, что эта цифра намного меньше цены по договору купли-продажи, предлагаемой производителем.Однако …

Александр Богданов

Поделиться в соц. сетях:


ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ:

1420