Кузбасс - родина «золотой лихорадки»

Кузбасс - родина «золотой лихорадки»

В Кемеровском областном краеведческом музее прошла очередная публичная лекция. На сей раз ее провел доктор исторических наук, профессор кафедры истории КемГУ Алексей Ермолаев. Свое выступление по теме «Золотая лихорадка» в Кузбассе» он посвятил добыче этого драгоценного металла на территории Кемеровской области в период девятнадцатого – начала двадцатого веков. В рамках реализации проекта «К 300-летию Кузбасса: взгляд в историю» наша газета представляет вниманию читателей основные положения этой лекции.

На фото: Профессор кафедры истории КемГУ Алексей Ермолаев выступает с лекцией в областном краеведческом музее. Фото Екатерины Никитиной.

Сияющий свет внеземной

Представив выступающего публике, сотрудники музея подчеркнули, что Алексей Ермолаев с детства увлекается изучением этого вопроса, поскольку родился в Тисуле – на родине золотодобычи. И прежде, чем коснуться главной темы лекции, ученый привел несколько занимательных фактов о золоте.

«Я прочитал много геологической литературы, и геологи всерьез утверждают, что золото – это элемент внеземного происхождения. Считается, что оно было привнесено сюда, когда формировалась солнечная система», – отметил Алексей Николаевич.

Также он добавил, что название этого химического элемента – aurum – означает «сияющий свет». Золото – очень редкий металл, каждый час в мире отливается стали больше, чем было добыто золота за всю историю человечества. Золото – очень гибкий металл: 30 граммов можно растянуть в нить длиной 80 километров; золото – очень тяжелый металл: шар диаметром 46 мм будет весить 1 кг. Сейчас в России ежегодно добывается 250-280 тонн золота, это 3-е место в мире. На первом – Китай, на втором – Австралия…

«Кузбасс является родиной всех «золотых лихорадок» мира», – с такого сенсационного утверждения и начал профессор, перейдя к теме лекции по существу.

Правда, тогда это была еще территория Томской губернии. Затем «золотая лихорадка» перекинулась в Восточную Сибирь, Калифорнию, Австралию, Канаду.

В 1812 году император Александр I издал Указ о разрешении «всем российским подданным отыскивать и разрабатывать золотые и серебряные руды с платежом в казну с добытого золота и серебра податей натурою».

В России до этого золото было известно только как примесь к серебру. Немного добывали его на Алтае и на Урале. А о россыпном золоте ничего не знали. И вот теперь все желающие должны были писать соответствующие прошения на имя императора, их рассматривали в кабинете министров. После чего давалось разрешение на поиски благородного металла.

В поисках месторождений

В Сибири в 1820-е годы начали просить разрешения на добычу золота в основном купцы. Оно и понятно: для организации поисков драгметалла требовались капиталы. Одну из просьб подают купцы Поповы. Они искали золото в разных частях страны, в том числе на Урале. Известно, что они потратили миллион рублей, но не нашли ничего. И вот в 1827 году Поповы обратились в Салаирскую горную контору с просьбой выделить несколько специалистов для помощи в поисках золота. Как отмечает Алексей Ермолаев, у нас в области хранится подлинный документ – письмо в Салаирскую горную контору, в котором купец Федот Попов благодарит за то, что эти люди были присланы к нему в Томск: «Отправленные оной канторой при пробирном ученике Синкине бергаиер Андрей Шадрин, и запасной служитель Степан Попадейкин, ко мне в Томске явились, и означенной в росписи инструмент доставили. О чем имею честь оной канторе донесть. Верхотурской купец Федот Попов. Июня 14 дня 1827 года».

Когда эти мастера добрались до Попова, была сформирована поисковая партия. Золота ей найти не удалось, но были добыты интересные факты. Их потом описал в своей статье «Геологическое и историческое обозрение частных золотых Промыслов Алтайского кряжа» горный инженер Евграф Ковалевский.

Так, например, партия узнала, что у озера Берчикуль живет некий Егор Лесной, у которого есть икона, богато украшенная золотом. Где он его берет – никто не знает. Поповы очень хотели выведать тайну золота, но все их усилия остались тщетными. Лесной был человеком непростым, местные его побаивались. Федот Попов лично отправился на место, чтобы с ним поговорить. Но когда он туда приехал, оказалось, что местные люди уже убили Егора Лесного. Благо, у него осталась воспитанница, которая вместе с ним ходила в горы. Она и показала все месторождения золота.

После этого Федот Попов заявляет, что на этой территории он собирается строить прииск, указывает конкретно реку Берикуль. Первый прииск за ним фиксируют в августе 1827 года.

Вот как один из томских ученых, географ Г.Н. Потанин описывает те времена: «Все бросились искать золото. Ремесленник бросал свой верстак; чиновник, не стесняясь своим званием, шел служить к мужику-золотопромышленнику; в общественном положении произошла страшная перетасовка»…

Также он пишет, что вице-губернатор идет в управляющие конторою к купцу, ставшему золотопромышленным тузом. Золотопромышленники же выдвигаются в городском обществе на первый план и вытесняют из первых рядов бюрократию. В праздники сборище чиновников едет с первым визитом не к губернатору, а к золотопромышленнику…

…Поповы быстро сошли со сцены. Федот Попов весной 1831 года провалился в реку – сам искал золото – заболел и умер. Андрей Попов скончался через несколько лет в Санкт-Петербурге. Но даже за небольшой срок золотодобычи они успели сколотить огромный капитал и основали в Томске первый банк Поповых.

Детектив с писцом

Еще два крупных купца-золотопромышленника вошли в историю: Яким Меркульевич Рязанов и Иван Дмитриевич Асташев.

Как отмечает Алексей Ермолаев, Асташев – вообще уникальная фигура. До него никто не практиковал способа поиска золота в тиши кабинетов. Пример, который ученый нашел в архиве, говорит о том, что между золотодобытчиками шла серьезная борьба.

1 августа 1831 года Рязанов подал просьбу зафиксировать найденный прииск за ним. Его партия пробила шурфы, обнаружила золото, поставила столбы с указанием, кому они принадлежат. Но Асташев тут же объявляет, что он нашел этот прииск и подал заявление днем ранее, 31 июля. Рязанов начинает с ним судиться, отправляет партию на тот прииск. А там уже стояли столбы с надписью «партия Асташева».

Суд длился восемь лет. Дело дошло до Сената. Тот пришел к выводу, что прииск (к слову, очень богатый) нужно поделить пополам. А виновным сделали писца. Вероятно, он был подкуплен и совершил подлог документов.

Жил в наших краях еще один знаменитый купец-золотопромышленник – Философ Горохов (о нем в проекте «К 300-летию Кузбасса: взгляд в историю» мы уже рассказывали), известный прозвищем «Томский герцог»; он все деньги тратил на роскошь.

Отметим, что тогда в Мариинской тайге работало примерно 40-50 приисков, на них трудились около трех-четырех тысяч человек, добывалось около 30 пудов золота ежегодно.

На золотом прииске. Из материалов презентации А.Н. Ермолаева.

Кабинетный драгметалл

После того, как Поповы нашли золото в Мартайге, начались его поиски и на землях, что находились в ведении Кабинета Его Императорского Величества.

Летом 1830 года партия шихтмейстера Я.Мордвинова открыла золото на реке Фомиха в Салаирском крае. В 1831-1835 годах на поиски драгоценного металла отправлялись от восьми до двенадцати партий ежегодно. В результате вокруг Салаира и Кузнецкой тайги – в верховьях Томи, Мрассу, Кондомы, Верхней и Нижней Терси – были найдены золотоносные месторождения: с 1830-го по 1835 год обнаружено 57 россыпей. Самые крупная из них – Егорьевская.

Необходимо отметить, что на казенных землях приисковые территории не ограничивались обычными пятью верстами. И рабочих на них трудилось намного больше. Но на этих приисках золото добывалось менее эффективно. Каждый рабочий на частном прииске добывал в два раза больше, чем на казенном, где работали приписные крестьяне, мастеровые, которых ссылали сюда в качестве наказания.

В середине XIX века начинается кризис в кабинетской золотопромышленности. После отмены крепостного права последовала реформа, освобождающая мастеровых от обязательного труда. Кабинет потерял дармовую рабочую силу. Добыча стала резко падать. Было решено отдать эти прииски частным лицам. Территория для частной золотопромышленности была определена на реках Мрассу, Кондома, Томь. А вот Салаирский край остался в ведении Кабинета.

В 1880 году была образована компания «Алтайское золотопромышленное дело В.Асташева», в 1881-м – компания «Южно-Алтайское золотопромышленное дело П.Д. Мальцева». Эти две компании заключают договор с Кабинетом, и им разрешают заниматься добычей золота на огромной территории. В год разрабатывается 40-50 приисков, на которых трудится 3000-3500 человек и добывается 70-80 пудов золота.

Мариинские прииски кризис затронул только к концу XIX века. Связано это с тем, что происходит выработка месторождений. Выход нашли в использовании новых технологий – стали добывать золото при помощи драг. Началась «дражная лихорадка»…

Продолжение следует…

Источник: kuzbass85.ru
1297

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ: