Развитие художественной обработки янтаря в Калининградской области на рубеже XX-XXI веков. Часть 2

С течением времени наши умельцы знакомились и воспринимали совершенно другой подход, который культивировался в Латвии и Литве, где янтарь с давних времён являлся камнем самодостаточным и подвергался не значительной обработке.

  С течением времени наши умельцы знакомились и воспринимали совершенно другой подход, который культивировался в Латвии и Литве, где янтарь с давних времён являлся камнем самодостаточным и подвергался не значительной обработке. Балтийские мастера не не ставили целью придать камню определённую форму, а лишь выявляли его природную неповторимость, почти всегда, сохраняя при этом натуральные формы, рельеф, текстуру, а иногда и естественную окисленную корку. Применение этих двух подходов можно считать визитной карточкой "калининградского" стиля.

  К сожалению, два десятка ювелиров, пусть и очень талантливых, были не способны на прямую соперничать с предприятием-гигантом, а авторские украшения были каплей в море по сравнению с массой низкосортной серийной продукции. Так же на развитие янтарного дела плохо сказалась определенная изолированность наших художников от общероссийского художественного движения, не говоря уже о европейских и мировых традициях в ювелирном деле и дизайнерском искусстве. Местные умельцы десятилетиями обречены были находится в изоляции, а это не могло не привести к самоповторам, к нехватке новых идей, отставанию от современной ювелирной моды и завышенным самооценкам. В наше время постоянно говорят о кризисе янтарной отрасли, который обычно связывают только с провальными экономическими преобразованиями начала 1990-х годов. Однако важно понимать и другое. Потенциал янтарного производства, заложенный еще в первые послевоенные годы, равно как и возможности развития авторского искусства на прежней основе, к началу 90-х были уже во многом исчерпаны. Начавшийся кризис сбыта, небольшой спрос на изделия из янтаря, помимо собственно экономических факторов, имели также и чисто художественное содержание.

  Начало рыночных отношений, открытие границ, экспансия на российский рынок вполне хорошей и относительно дешовой зарубежной бижутерии, в том числе польских и литовских производителей, - все эти новые веяния со всей очевидностью показали отставание местных ювелиров и прямо-таки архаичный уровень массового янтарного промысла. В то же время сам кризис и отказ от плановой социалистической системы хозяйствования создали предпосылки для кардинальной модернизации российского янтарного промысла. Более того, можно смело утверждать, что никогда ранее как социально-экономический, так и общий культурный фон не были столь благоприятными для становления янтарного искусства в Калининградской области.

2966

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ: