Экспертное мнение: проблема незаконного оборота драгоценных металлов

Экспертное мнение: проблема незаконного оборота драгоценных металлов

Устойчивость экономики государственных образований определяется количеством и качеством золотого запаса страны. После развала СССР, в связи с образованием нового достаточно числа государств на границах России и всем Вам хорошо известных проблемах становления новой России, проблеме противодействия контрафакту и контрабанде как непосредственно самих ДМДК, так и изделий из них уделяется большое внимание.

В противодействии этой угрозе сегодня заняты без исключения все ведомства силового блока, правоприменительные, надзорные и правоустанавливающие ведомства страны. Безусловно, каждый в рамках своей компетенции.

Действующее законодательство достаточно четко разделяет полномочия органов внутренних дел, государственной безопасности, следственных и прокурорских органов, таможни, РФМ и соответствующие структуры Министерства финансов.

Вместе с тем, несмотря на то, что противодействием незаконному обороту занимаются все вышеперечисленные государственные структуры, к сожалению, приходится констатировать определенное несоответствие действующего законодательства поставленным целям и задачам. Противодействие контрабанде должно идти, как минимум, по двум направлениям:


1) недопущение попадания подложных изделий на рынок, в том числе и путем профилактики и предупреждения деятельности преступных элементов;

2) изъятие из оборота уже находящихся там изделий, несоответствующих установленным требованиям.


И если по первому направлению работы задействованы органы таможенного и пограничного контроля, в общем и целом, справляются, то, что касается, изъятия из оборота, ситуация выглядит куда более печально. После того, как в 2009 году территориальные органы государственного пробирного надзора были лишены возможности проведения самостоятельных проверок розничной торговой сети (в том числе и путем проведения так называемых «рейдов»), обнаружение поддельных изделий из ДМДК, особенно в ювелирной отрасли, легло на плечи конечного потребителя. Пока покупателя не обманут, пока его что-то не насторожит, и пока он не обратиться с соответствующим заявлением в профильные структуры, торговая точка может работать годами, нанося ущерб экономике страны, выводя деньги в теневой оборот и, по большому счету, препятствуя развитию честных производителей.

Несмотря на то, что, в настоящее время не ведутся акции по насыщению национальных рынков нелегальной продукцией на уровне государственных политик, тем не менее, можно выделить отдельные регионы, а в некоторых случаях и отдельные страны, из которых идет наибольший поток заведомо подложных изделий из ДМДК. К сожалению, следует констатировать, что далеко не всегда подобными странами-источниками являются страны с отсутствующим государственным пробирным контролем или пробирным надзором. К примеру, в марте 2013 года Индия заявила о бессрочном запрете на импорт золотых изделий из Таиланда, который будет действовать до тех пор, пока индийские эксперты не удостоверятся в соответствии таиландских сертификатов и клейм на импортируемых изделиях, требованиям, предъявляемым в Индии к качеству и происхождению изделий из золота.

Осознавая, что решение проблемы контрабанды лежит в плоскости межгосударственных договоренностей, между Россией и Перу (к сожалению, в настоящий момент оно не действует), Вьетнамом, Венесуэлой, Эквадором, Болгарией, Словенией, Колумбией, Румынией, Чили, Латвией, Бразилией, Испанией, Нидерландами, Италией, Македонией, Венгрией, Германией и т.д. были заключены следующие нормативно-правовые регулирующие акты: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Перу о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о сотрудничестве и взаимной административной помощи в таможенных делах, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Эквадор о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии о сотрудничестве в борьбе с преступностью, особенно в ее организованных формах и прочие. Подобные межгосударственные соглашения и 115-ФЗ формируют единую нормативную базу противодействия нелегального оборота ДМДК и изделий из них. Как показывает практика, сами по себе нормативно-правовые документы ничего не решают. Несмотря на грозные названия и строгие формы, это лишь декларация о намерениях, в виде которых они и остаются до момента начала практической реализации по ним. Именно межведомственное взаимодействие и является тем самым механизмом реализации межгосударственных соглашений. Примерами подобного взаимодействия являются: межведомственные соглашения внутри страны (РФМ-РГГП, ФСБ-МВД и т.п.) и международные межведомственные соглашения: Соглашение между МВД РФ и МВД и Правительством Индии, МВД Турции, МВД Австрии, МВД стран СНГ.

Говоря об ущербе, причиняемом интересам страны, при насыщении внутреннего рынка контрабандой изделий из ДМДК, нельзя забывать и о вывозе из страны незаконным путем как самих ДМДК, так и изделий из них.

Важной проблемой является использование ДМДК для финансирования терроризма. Так, например, в январе 2013 года сотрудниками ФСБ были арестованы члены группы, перевозившей незаконно добытое или похищенное с предприятий Магаданской области золото. Кроме того, в рамках этой же операции оперативники арестовали жителя Магаданской области, находившегося в Казани, у которого изъяли свыше 17 килограммов добытого на Колыме золота, которое он также намеревался использовать для финансирования терроризма.

В настоящее время кодекс об административных правонарушениях и уголовный кодекс предусматривают следующие составы правонарушений в области незаконного оборота ДМДК:пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов (ст. 7.3 КоАП), самовольная добыча янтаря (хоть янтарь и не является ДК, тем не менее, это также административное правонарушение – ст. 7.5 КоАП), обман потребителей (ст. 14.7 КоАП), выпуск или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, необходимой для осуществления налогового контроля, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации (ст. 15.12 КоАП), неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ст. 15.27 КоАП), незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки (ст. 16.1 КоАП), легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст 174 УК РФ), легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 174.1 УК РФ), приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 УК РФ), нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм (ст. 181 УК РФ) незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191 УК РФ), нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 192 УК РФ). Таким образом, в стране создана нормативная база, направленная на эффективное противодействие правонарушениям при обороте ДМДК и изделий из них.

Демократия и защита интересов производителя иногда приводит к парадоксальной ситуации: все участники процесса четко понимают, с какой целью вывозится та или иная партия предметов из ДМДК, конструктивно или по внешним визуальным признакам сходная с ювелирными украшениями. Всем понятно, что речь идет о вывозе не продукта, но сырья. Однако с точки зрения буквы действующего закона ничего противозаконного в этом нет, как в прочем, с точки зрения буквы закона, нет ничего предосудительного и в существовании ломбардов, скупающих ювелирные изделия у физических лиц, не интересуясь источником происхождения указанных ценностей.

Сложившееся положение, если не принимать дополнительных мер, в среднесрочной перспективе приведет к разрастанию рынка контрафакта и контрабанды, несмотря на все усилия правоохранительных органов. Эффективность государственного контроля, да и контроля вообще, строится на трех основополагающих китах:


- функциональная нормативно-правовая база, позволяющая эффективно реализовывать свои положения в повседневной деятельности правоприменительных органов,

- комплексная профилактико-предупредительная работа, направленная на защиту добросовестных участников рынка,

- активное взаимодействие государственных контролирующих структур и частного бизнеса с целью формирования цивилизованного рынка и недопущения проявлений теневой экономики.


3060

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ: